После того как московское «Динамо» заключило спонсорский контракт с компанией «Металлоинвест» Алишера Усманова на $8 млн в год, в российской премьер-лиге стало одним серьезным титульным спонсором больше. До этого настоящими бизнес-партнерами среди наших клубов могли похвастаться только «Спартак» и ЦСКА. Газета «Взгляд» проанализировала ситуацию с титульным спонсорством в российском и европейском футболе.
Понятие титульного спонсорства появилось в клубном футболе около 30 лет назад. Но по-настоящему клубы стали зарабатывать на продаже рекламного места на майках уже в XXI веке.
В России этот рынок пока не так развит, как в Европе. Лишь половина команд нашей премьер-лиги носит на груди какую-либо рекламную информацию. Другие же находятся в состоянии поиска возможных партнеров.
Пионерами в этом бизнесе были флагманы российского футбола – «Спартак» и ЦСКА. Красно-белые некоторое время носили на груди рекламу японской фирмы AKAI, но в итоге ее сменил отечественный нефтяной гигант ЛУКОЙЛ. Нефтяники стали титульным спонсором «Спартака» еще до прихода к управлению клубом вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна. В настоящее время, по словам господина Федуна, деньги ЛУКОЙЛа поступают «Спартаку» только по контракту о титульном спонсорстве. Красно-белые имеют с этого порядка $7 млн в год.
ЦСКА после прекращения сотрудничества с «Сибнефтью» подписал спонсорский контракт с ВТБ. Контракт продлевается каждый год. В 2008 году банк как титульный спонсор выплатит ЦСКА около $9 млн.
Санкт-петербургский «Зенит» еще два года назад имел титульного спонсора в лице Газпрома, но теперь компания Алексея Миллера является владельцем клуба. Понятно, что вряд ли питерцам нужны какие-то еще финансовые вливания.
То же самое можно сказать и о «Локомотиве». Железнодорожники заявляли в прошлом году бюджет в $70 млн. Основная часть средств идет команде от компании «Российские железные дороги». Другая надпись на груди футболистов «Локо» в ближайшее время вряд ли появится.
А вот на то, чтобы разместить рекламу на рукавах, в «Локомотиве» вполне готовы пойти. Красно-зеленые вместе со «Спартаком», ЦСКА и «Динамо» объединились для создания двух единых рекламных пакетов. За размещение наружной рекламы на домашних матчах четверки клубов надо будет заплатить 1 млн евро, а за то, чтобы добавить к ней рекламу на рукаве формы, придется доплатить еще 3 млн евро.
Некоторые середняки нашего чемпионата также номинально имеют титульных спонсоров. У «Луча-Энергии» это, к примеру, компания «Дальэнерго». У казанского «Рубина» на майках красуется логотип группы компаний «Таиф». Форму подмосковных «Химок» украшает трудно разбираемая надпись «Межрегиональная девелоперская компания». Однако по-настоящему рыночными спонсорами эти фирмы не являются, часто поддерживая свои региональные футбольные команды просто по просьбе местных властей.
Оставшиеся клубы титульных спонсоров не имеют. Среди них и вполне успешные «Москва» и «Сатурн», и имеющие незавидное финансовое положение «Амкар», и нальчикский «Спартак». Никто из них не отказался бы от выгодного контракта, но пока эти клубы не очень привлекают инвесторов.
«Мы бы с удовольствием рассмотрели выгодное предложение о титульном спонсорстве, – сказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор «Сатурна» Борис Жиганов. – Но, наверное, мы пока не очень интересны серьезным компаниям. А просто так бегать с чьим-то названием на груди – несолидно».
Схожую позицию занимает и руководство ФК «Москва». Заместитель генерального директора по развитию Максим Мотин сообщил газете ВЗГЛЯД, что «поиски идут», но пока достойных предложений о титульном спонсорстве нет.
В Европе ситуация на этом рынке сильно отличается. Почти все клубы высших дивизионов имеют титульных спонсоров. А ведущие клубы получают от своих партнеров совсем другие деньги.
Чемпион Англии «Манчестер Юнайтед» перед началом сезона-2007 разорвал контракт с одним из ведущих в мире сотовых операторов Vodafone, по которому манкунианцам ежегодно выплачивались 12 млн фунтов стерлингов ($23,9 млн), и договорился с американской страховой компанией AIG, давшей «красным дьяволам» 98 млн евро за четыре года (около $37 млн в год).
«Челси» Романа Абрамовича связан деловыми отношениями с корейским Samsung. За рекламу на своих синих футболках лондонцы получат 50 млн фунтов стерлингов за четыре года ($20 млн в год).
Обладатель Кубка чемпионов «Милан» имеет от своего титульного спонсора букмекерской компании Betandwin около $22,5 млн в год. При этом букмекерам так понравилось название своей конторы на майках миланцев, что они с этого сезона стали титульным спонсором и другого европейского гранда – мадридского «Реала», выплачивая королевскому клубу около $50 млн в год.
При этом главный конкурент «Реала» «Барселона» исторически не имеет титульного спонсора. С прошлого сезона на майках каталонцев появилась надпись Unicef, но детский фонд ООН, конечно же, не является титульным спонсором команды. Наоборот, «Барса» сама отчисляет ежегодно большую сумму в эту организацию.
В 2006 году российский «Газпром» вышел на немецкий футбольный рынок, став титульным спонсором клуба «Шальке-04». За пять лет газовый гигант выплатит гельзенкирхенцам около 100 млн евро ($30 млн в год). Самый титулованный немецкий клуб – «Бавария» – получает от Deutsche Telekom примерно столько же. Правда, в Гельзенкирхене в добавление к надписям на футболках именем Газпрома назвали одну из трибун своего стадиона.
Дмитрий Пугаченко, «Взгляд»