Чаще всего в кино ходят люди в возрасте 22—30 лет, а не до 25, как считалось до сих пор. Такие данные получила компания Russian Research, проведя исследование по заказу киносети «Формула кино». Сети готовы создавать в кинотеатрах зоны для разных аудиторий и даже менять рекламные стратегии, ориентируясь на более взрослую публику.
Директор по маркетингу и PR УК «Формула кино» Ольга Проскурякова называет результаты опроса 2,5 тыс. респондентов, проведенного по заказу сети компанией Russian Research, неожиданными. До сих пор считалось, что основная аудитория кинотеатров — молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, а самыми активными зрителями называли юношей и девушек до 22 лет. Исходя из этого, сети определяли репертуарную политику и проводили рекламные кампании. Исследование показало, что аудитория кинотеатров старше: более трети респондентов — в возрасте от 22 до 30 лет, каждый шестой зритель еще старше — от 31 года до 39 лет, а доля респондентов в возрасте 17—21 год не превышает и трети. «Это, безусловно, положительная тенденция: когда закончится демографический провал, общий объем аудитории увеличится за счет привыкшего ходить в кино старшего поколения», — радуется г-жа Проскурякова. Она отмечает, что полученные данные позволяют корректировать ценовую политику сетей: «Публика оказалась не настолько чувствительна к стоимости билета, как нам казалось, и в некоторых кинотеатрах мы откорректировали цены».
Зрительская аудитория действительно стала старше, соглашаются участники рынка. По их словам, тенденция к взрослению аудитории наметилась уже несколько лет назад. «Думаю, это связано с появлением большего количества комфортных многозальных кинотеатров западного образца, способных привлечь более платежеспособную аудиторию в возрасте от 22 до 30 лет», — говорит гендиректор киносети «Синема Парк» Сергей Китин. Гендиректор «Невафильм» Олег Березин объясняет взросление киноаудитории изменением демографического баланса. «Зритель, который начал ходить в кино в 16—17 лет, вырос. А нынешние тинейджеры родились в начале 90-х. В эти годы наблюдался сильный демографический спад. Соответственно, представителей этой возрастной категории стало значительно меньше».
Г-жа Проскурякова отмечает, что исследование позволило и скорректировать репертуарную политику по каждому кинотеатру: «Рядом с нашим кинотеатром «Мечта» располагается МИФИ, и там мы делали ставку на молодежные комедии. Но выяснилось, что основная аудитория кинотеатра не студенты, а семьи», — говорит она. Г-н Китин рассчитывает заинтересовать самую многочисленную аудиторию повышением уровня сервиса и комфортной обстановкой. «Надо разграничивать кинотеатр на зоны: игровую или развлекательную и барную. Кроме того, именно в расчете на взрослую категорию мы стараемся располагать кинозалы в крупных ТЦ, где можно не только посмотреть кино, но и сделать покупки, поужинать в кафе или ресторанах», — говорит он.
Согласно исследованиям «Формулы кино», наиболее важным источником информации при выборе фильма являются отзывы и рекомендации друзей — так ответило около 55% респондентов. На втором месте рекламные ТВ-ролики (чуть менее 50%), на третьем — реклама фильма внутри кинотеатра и на фасаде (около 30%). «То, что доверие людей к «сарафанному радио» возросло, вполне логично. Благодаря появлению большого количества социальных сетей и блогов все чаще потенциальные зрители кинотеатров обмениваются мнениями в режиме онлайн», — рассуждает г-н Березин. С ним соглашается директор по стратегии «Синема 360» Павел Шиловский, который отмечает, что реклама является важным источником информации только в первые дни выхода фильма, а дальше ее заменяют отзывы и рекомендации друзей. «То, что во вторую неделю рейтинги у многих фильмов падают, естественно», — говорит он. «Мы будем большее внимание уделять продвижению своей компании в интернете», — обещает г-жа Проскурякова. А г-н Китин рекламную стратегию менять не собирается, а будет расширять репертуар: «Например, в первую неделю кассовые сборы «Самого лучшего фильма» были сумасшедшие, а в последующие семь дней интерес публики упал. Сейчас мы рассчитываем перебить этот спад выпуском большого количества других фильмов», — говорит г-н Китин.
Aнастасия Bасильева, РБК daily