Чаще всего, по мнению специалистов антимонопольной службы, закон нарушается при размещении рекламы пива и алкоголя. Но больше вреда потребителям приносит активная пропаганда всевозможных лекарств «от всех болезней».
В 2007 году Челябинское УФАС рассмотрело более 400 фактов, указывающих на нарушение закона «О рекламе», возбуждено 79 дел, в 82 случаях пришлось прибегнуть к мерам административного воздействия на нарушителей. Сумма взысканных штрафов превысила два миллиона рублей.
Грань между агрессивной, откровенно пошлой и просто эффективной рекламой становится все более размытой. Как противостоять некорректной и неэтичной рекламе? Об этом мы поговорили с руководителем Челябинского управления ФАС Анной Козловой.
Российская газета: Анна Алексеевна, какая реклама, на ваш взгляд, представляет наибольшую опасность?
Анна Козлова: Та, что вводит в заблуждение потребителя. Конечно, неприятно видеть рекламу «с раздеванием» или с использованием нецензурных слов. Но, кроме морального ущерба, она другого вреда гражданам не несет. Больше всего нареканий у ФАС вызывают призывы покупать всевозможные биологические добавки. Не так давно еще одна фирма - «Фитэкс» - размещала в прессе рекламу фитопрепаратов, исцеляющих онкозаболевания. Приводились случаи полного излечения. Такая информация вводит в заблуждение потребителей рекламы. Челябинское УФАС выдало соответствующее предписание. Фирма должна прекратить распространение этой рекламы. Самое обидное в подобных историях, что на удочку попадаются люди больные, часто пожилые, которые по-прежнему доверяют тому, что написано в газете или прозвучало по радио. Они готовы отдать последние деньги в надежде вернуть здоровье.
РГ: Легко ли бороться с распространением ненадлежащей рекламы о чудодейственных средствах?
Козлова: Проблема в том, что мы, конечно же, не можем вернуть деньги обманутым. ФАС может лишь выдать предписания, оштрафовать недобросовестных рекламодателей. Проще действовать, если распространители рекламы находятся на территории области. Помню, в местных газетах расписывались «чудесные свойства» препарата «Алкогон». Мы выдали предписание нашему рекламодателю, пообщались с руководителями СМИ, и ненадлежащая реклама прекратилась. А потом пошла новая волна агрессивной пропаганды «Алкогона». И с ней бороться было сложнее, поскольку рекламодатели находились в других городах.
РГ: Наши читатели интересуются, контролирует ли каким то образом антимонопольная служба уровень звука во время рекламных пауз на телевидении? Есть у них подозрения, что рекламодатели злоупотребляют этим.
Козлова: Вопрос интересный. Совершенно точно можно сказать, что не все подобные ролики одинаковы по громкости, многое зависит от сюжета. Нарушают ли отдельные рекламодатели закон «О рекламе» и как часто это происходит? Это можно будет сказать точно, если в нашем распоряжении окажется прибор, измеряющий громкость. Но его нет. Поэтому уровень звука во время рекламных пауз пока на совести рекламодателей и изготовителей роликов. Хотя при необходимости эту техническую проблему может решить Роспотребнадзор.
РГ: Скажите, чем не угодил Челябинскому УФАС безобидный слоган «Мы открылись!» одного из алкомаркетов?
Козлова: В законе сказано, что нельзя рекламировать не только алкогольную продукцию, но и ее продавца. В данном случае мы расценили яркое красочное объявление «Мы открылись!» не как вывеску, а как рекламу алкомаркета, ведь слоган относится не к продаже, скажем, игрушек, а привлекает внимание покупателей именно к алкоголю, что и является нарушением закона. Если бы на дверях висела небольшая табличка с точно такой же надписью, то претензий у нас не было бы. Вообще должна сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии по поводу того, какой должна быть реклама алкогольной продукции. Производители, к примеру, считают, что водка - это такой же продукт, как и другие, и не должно быть таких жестких ограничений в его продвижении на рынке. Но нынешний закон достаточно суров в отношении рекламы алкоголя. Она разрешена непосредственно в местах продажи, в печатных СМИ, но не на первой или последней страницах.
РГ: Анна Алексеевна, что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы рынок рекламы на Южном Урале стал более цивилизованным, не наносящим вреда гражданам?
Козлова: Мне кажется, полезную роль здесь могла быть сыграть саморегулируемая организация самих производителей и распространителей рекламы. Профессионалы должны собраться вместе и договориться: больше мы не будем делать плохую рекламу, потому что это некрасиво, неприлично и так далее. У нас на Южном Урале в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, к сожалению, пока нет такой организации. Но я надеюсь, что в будущем такая организация появится и в нашем регионе. Это позволит сделать рекламу более качественной, что в конечном счете пойдет на пользу потребителям, то есть нам с вами.
Александр Скрипов, «Российская газета»