Еvent-маркетинг часто относят к нетрадиционным видам рекламы. Но даже у ивенторов возникает необходимость размещать прямую рекламу и добиваться паблисити в средствах массовой информации.
Мне несказанно повезло: я не только работаю с журналистами, но и изучаю деловые медиа в рамках диссертационного исследования. Это позволяет составить объемное представление и всегда держать несколько козырей в кармане.
В данной статье мы поговорим о том, как и в каких деловых СМИ могут представлять себя ивент-компании. Основной сегмент для нас - деловые медиа, хотя размещение рекламы ивент-компаний в некоторых глянцевых журналах может быть интересно для тех. кто занимается частными мероприятиями.
Любая компания может быть представлена в масс-медиа по-разному. Рассмотрим существующие варианты.
Варианты присутствия в медиа
1. Прямая реклама
Считается, что она раздражает. Это стереотип. На самом деле никогда не может раздражать то, что красиво или полезно. В глянце реклама давно стала полноправной частью контента издания. В деловых медиа медленно происходит то же самое.
2. Джинса
Заказные статьи. Выглядят как обычные, но на самом деле проплачены. Те, кто верит, что любая статья - заказ, сильно заблуждается. Подлинные мастера всегда умели добиваться паблисити.
3. Паблисити
Для ивент-компании получить паблисити накануне поры корпоративов - задача реальная. Паблисити - это бесплатные публикации в масс-медиа - комментарии журналистам, и статьи о вашем бизнесе. Получить бесплатную публикацию нелегко, но возможно. Те, кто считают зарплату пиарщика единственной статьей расхода, сильно заблуждаются. Понадобится участие в деловых конференциях с яркими и содержательными выступлениями, проведение мероприятий для прессы с эффектными приглашениями и хорошими фуршетами и многое другое. Зато результаты можно считать настоящим признанием. Если о Вас пишут и денег за это не берут, будьте уверены: Медиа любят Вас!
4. Спонсорство
Это некий синтез прямой рекламы и паблисити. В деловых журналах давно есть такие роли, как «Спонсор рубрики» или «Спонсор номера». Отличие от «джинсы» - все знают, что Вы заплатили, и сделали это официально. Отличие от рекламы - Вы выступаете не как рекламодатель, а как эксперт рынка в определенной категории. Отличие от паблисити - ничего не досталось даром, и говорить приходится не журналисту о Вас, а Вам самим за себя.
Рубрик, которые может спонсировать event-компания, в деловых медиа немного. Преимущество: попадаете в свою тему. Недостаток: читают, в основном, сами ивенторы. Наиболее оптимален вариант для субподрядчиков.
Выбор целевых СМИ
Не всякая публикация с комплементарным упоминанием компании помогает развиваться бизнесу. Газет, журналов и сайтов - превеликое множество, а Ваша целевая группа читает далеко не все. Каждый медиа-источник можно описать по нескольким типовым критериям. Этот анализ позволяет выявить группу целевых СМИ.
1. Формат
Ходят слухи, что формат умер. Общество дробится на социальные группы, сложно сегментируется, и мыслить категориями больших форматов становится все труднее. Нет уже глянца вообще или социально-политической публицистики вообще. Есть либеральная и подслащенная гламуром социальная публицистика колумнистов из GQ, по-женски изящные материалы журнала «Штат» для НR-ов и всякое такое прочее. В общем, все смешалось, и распутать этот клубок никто не в силах. Тем не менее, грамотный медиа-аналитик вновь и вновь обратится к старым форматам. Зачем это нужно? Чтобы знать, как и какой материал подавать. К примеру, если Вы имеете дело с интересным для ивенторов журналом «Штат», позаботьтесь о наличии хорошего фото. Гламур, однако. Ну, а если в тот же журнал материалы подаете, - не обойтись без цветных графиков, диаграмм и маркированных списков.
2. Тираж
«Лгать, лгать, лгать опять» - главное правило политики отношений с рекламодателем. Чем больше тираж, тем больше читательская аудитория; чем больше аудитория, тем дороже реклама. Но рекламодатель платит большие деньги, так что испортить лишних несколько тысяч листов бумаги оказывается даже выгодно. Тиражи всегда имеют запас, и значительная их часть возвращается из киосков и супермаркетов обратно издателю. Нечестная политика дает краткосрочный эффект и в длительной перспективе приводит к разрыву отношений. Простой опрос клиентов типа «откуда вы о нас узнали?» позволяет быстро отделить зерна от плевел.
3. Аудитория
Один из важнейших критериев анализа. Скажем, кто аудитория ивенторов? В норме это HR- и PR-специалисты. При маленьких бюджетах и ориентации на средний, о-очень средний бизнес - еще владельцы/директора предприятий. Далее логика отбора СМИ по критерию аудитории похожа на логику выборки адресов в директ-маркетинге. Нужно обеспечить наиболее точное попадание. Не знаю, почему, но рекламу ивент-компаний в HR-журналах я просто не вижу. Это при том, что до участия в выставках, ориентированных на директоров по персоналу, наши коллеги давно дошли. А ведь в этих изданиях размещать рекламу дешевле, чем в общеделовых СМИ, и результаты вполне прогнозируемы.
4. Рубрикация материала
Для чего об этом знать? Для того чтобы искать правильные контакты. Вам не обязательно знать главного редактора журнапа. Те, кто Вам нужны, - это редакторы разделов и рубрик. Еще интересны рядовые журналисты с точки зрения дачи комментариев по интересующим их темам.
Далее, чтобы знать потенциальных партнеров в лицо, обратимся к краткой характеристике некоторых деловых медиа.
Общеделовые медиа
1. Forbes
Известен своими списками миллиардеров и предельной недосягаемостью для простого смертного. Для тех, кто не догадался, сообщаю: в семействе деловых СМИ Forbes занимает ту же нишу, что и самый распрекрасный женский глянец. То есть все желающие могут прочесть, как произвести экспансию регионов и приумножить несметные капиталы. Читают Forbes не только крупные акулы российского капитализма, но и обычные менеджеры среднего звена. Подглядывание в замочную скважину - вещь удивительная. Купить в Forbes рекламное место - великое достижение, получить паблисити - великое искусство. Увидев однажды в Forbes рекламу ивент-компании, я буду знать, что моя профессиональная биография event-консультанта удалась.
2. Секрет фирмы
Единственный постиндустриальный журнал. Переведу: «фановый», «фанковский» и «непафосный». Паблисити здесь получить можно, особенно с выходящими за границы здравого смысла сюжетами. «Секрет фирмы» любит мечтать о том, как наши корабли будут бороздить мировые просторы. Вот почему рассказ о малобюджетном, но очень необычном проекте тут же идет в печать. Результаты просты: интересный визуальный ряд, отличные заголовки. Журнал действительно интересно читать.
Аудитория журнала не совсем понятна, но состоит из нескучных людей. НR-ы «Секрет фирмы» иногда читают, но их процент в общей массе читательской аудитории остается неясен. Маркетологи и РР-щики читают точно, так как специально для них в этом издании чтива предостаточно.
Рекламу в СФ лучше размещать креативную, чтобы она не контрастировала с общим тоном издания.
3. Ежедневные газеты
Их немного, мы их знаем. Выписывают и приобретают газеты многие, прочитывают - единицы. За ежедневным потоком информации трудно уследить. Ежедневные газеты читаются очень выборочно и долго не хранятся. Хороши для оперативного оповещения о деловых конференциях. Могут также подойти для рекламы перед новогодними корпоративами. В самом теле газеты рекламное сообщение могут не заметить, а газету, как я уже сказал, быстро выбросят. Вот почему, сотрудничая с этими изданиями, лучше воспользоваться их предложениями по директ-маркетингу и вложить в газету рекламный буклет компании.
4. РБК
РБК - сам по себе представляет нечто большое и неприступное. Излишек креатива в рекламных материалах не рекомендуется. Ивент-компанию нужно представлять здесь красиво, солидно и дорого.
5. Карьера etc.
Издательский дом Родионова известен широтой охвата и рекордным количеством однотипных журналов в издательском пакете. Как ни силился, я так и не смог выявить их аудиторию. Журнал «Карьера» представляется наиболее понятным из всех. Молодая амбициозная аудитория, которая читает о стратегиях успеха и бизнес-образовании. Недостатки: для топ-менеджеров и профильных специалистов журнал не так интересен, верстка довольно пестрая, так что рекламные объявления часто теряются в общей ряби. Преимущество: можно взять неожиданностью и привлечь эту аудиторию на мэйн-стримовские клубные вечеринки.
6. Эксперт
Очень похож на РБК, только сильно политизирован. Для меня представляется проблемным деловой статус «Эксперта». Я бы скорее причислил его к социально-политическим изданиям. Тем не менее, в «Эксперте» может оказаться результативным размещение рекламы event-компаний, занимающихся деловыми мероприятиями. Протокольность вполне вписывается в рамки великодержавного официоза.
Интернет-СМИ
Главнее преимущество Интернет-медиа - до сайта Вашей компании остается один клик. Имеет смысл размешать информацию в известных каталогах на первых пяти-десяти позициях. Первое место по индексации, за которое так часто борются рекламодатели, ничего не дает. Могу сказать уверенно по личному опыту и существующим исследованиям: целеустремленный клиент пролистывает, по крайней мере, 2-3 страницы в поисковых системах и столько же в профильных каталогах.
Что касается статейных материалов, то их в Интернет-СМИ разместить проще простого. Одну хорошую статью можно толкнуть на три-пять сайтов. Пиарщики обычно этим пользуются, чтобы отрапортовать о высоких результатах.
Главное, о чем нужно помнить, - это клик. Размещая статью, позаботьтесь о том, чтобы в конце значился Ваш сайт в качестве источника. В противном случае информационный эффект от материала снизится в несколько раз.
Event-медиа
Поскольку я сотрудничаю сразу с несколькими event-журналами, то вряд ли будет корректным проводить их сравнительный анализ в открытых источниках. Дам Вам лишь одну подсказку. Продавать рекламные места могут многие. Но лишь немногие могут создавать качественный контент. И хотя в профильных СМИ реклама выступает в качестве информационного сервиса и никого не раздражает, аудитория неизменно предпочитает полезное содержание фразам типа «наша компания предлагает». Так что читайте, сравнивайте, делайте выводы...
eventmarket.ru