С 1 января перестала работать государственная машина по защите интеллектуальной собственности. Дело в том, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) не может пока выносить никаких решений, так как вступившая с 1 января 2008 года в силу 4-я часть Гражданского кодекса отменяет все законодательные акты, регулирующие ее деятельность. В то же время новый административный регламент, принимающий на себя эти функции, в силу не вступил и неизвестно когда вступит.
Это означает, что кто угодно может безнаказанно пользоваться изобретением другого лица или компании просто по причине того, что эта компания не смогла и неизвестно когда сможет получить патент. Таким образом, вся борьба с пиратством, которая является обязательным условием вступления России в ВТО, может пойти насмарку.
«Роспатент не может рассматривать заявки и выносить решения по ним на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, не может назначать заседания Палаты по патентным спорам, - рассказал корреспонденту «Газеты» юрист Вадим Усков. - Раньше у Роспатента было определенное количество правил. Теперь вместо них существует проект административного регламента. Но поскольку он не утвержден и не вступил в действие, эксперты не могут руководствоваться ни старыми, ни новыми правилами». По словам опрошенных «Газетой» патентных поверенных, ситуация сложилась очень серьезная. «Во-первых, Роспатент не может оспаривать отказы в предоставлении правовой охраны. Те заявители, которые подали возражения в Палату по патентным спорам, не получат решений по ним, пока не будет принят регламент, и будут в этот период лишены прав», - жалуется Евгений Ариевич, международный партнер «Бейкер и Макензи - Си-Ай-Эс». Застопорилось и решение спорных вопросов. Например, если компания подала заявление в Палату по патентным спорам на другую компанию, а та в свою очередь подала на первую в суд и выиграла дело, то первая не сможет уже ничего сделать. Мало того, Роспатент, по словам экспертов, не устанавливает приоритет поданных заявок, а в некоторых случаях даже их не принимает. Как рассказал Евгений Ариевич, в среду, например, не принимались заявки на промышленные образцы. Таким образом, изобретения невозможно защитить. «Роспатент должен в срочном порядке принять временные меры, например, каким-то образом пролонгировать действие старых документов», - считает Евгений Ариевич.
Между тем с новым административным регламентом тоже не все ладно. По мнению сообщества патентных поверенных, в него вписано огромное количество спорных положений. «Вызывает сомнение необходимость утверждения решений палаты руководителем Роспатента, который фактически становится над коллегией и принимает на себя функции, не свойственные руководителю всей федеральной службы в целом, - говорит Вадим Усков. - Также остается неопределенным срок рассмотрения руководителем службы принятых палатой решений, что на практике уже приводит к необоснованному затягиванию вступления в юридическую силу значимых и важных решений». Опасные положения возникают в отношении полезных моделей (право интеллектуальной собственности на изобретения, уровень которых ниже, чем требуется для патента). В США, если человек зарегистрировал полезную модель, но ее не использует, он не может потом предъявить прав на нее. В России этого нет, что дает поле для деятельности сквоттеров: достаточно зарегистрировать как полезную модель нечто похожее на популярный продукт и шантажировать производителя. "Поэтому у нас очень много спамерских исков, поданных на компании с целью зарабатывания денег», - говорит Вадим Усков.
Однако для изменения законопроекта нет времени: ступор системы защиты интеллектуальной собственности не выгоден никому. «Федеральная служба по интеллектуальной собственности, завязав все правила в один регламент, по сути, сама себя жестко привязала к тому, чтобы его приняли теперь в срочном порядке и в любом виде», - считает Усков. В Роспатенте вчера не смогли дать комментариев.
newsland.ru