В конце минувшей недели Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении рекламы услуг, сопутствующих азартным играм и пари. Депутаты объясняют новые поправки многочисленными нарушениями закона «О рекламе», резко ограничившего рекламу казино и игорных заведений. Впрочем, участники игорного бизнеса опередили депутатов, добровольно ограничив подобную рекламу еще в апреле, и считают, что новые сокращения не скажутся на их бизнесе.
Рекламу игорных заведений резко ограничил закон «О рекламе», вступивший в силу 1 июля 2006 года. Согласно закону, реклама казино запрещена в прессе, в радио— и телепрограммах дневного эфира и вечернего прайм-тайма. Участники игорного рынка могли рекламировать свои услуги лишь в специализированной прессе, ночном эфире и на собственных зданиях. Однако игорные заведения все же нашли способ избежать ограничений: после вступления закона в силу увеличилось число перетяжек с рекламой концертов звезд в развлекательных комплексах, ресторанах, называющихся так же, как и казино, и т.д. В начале года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала масштабную кампанию по борьбе с рекламой игорного бизнеса: так, в январе ненадлежащей признали рекламную перетяжку с товарным знаком «Метелица» на Новом Арбате, тогда же арбитражный суд подтвердил законность решения ФАС, оштрафовавшей на 200 тыс. руб. радиостанцию «Европа плюс» за рекламу казино «Шангри Ла», размещенную под видом акции «Миллион долларов в одни руки».
На помощь ФАС пришла Госдума: в конце минувшей недели депутаты приняли в первом чтении законопроект об ограничении рекламы сопутствующих азартным играм услуг. «Требования закона "О рекламе" в части ограничения рекламы игорного бизнеса во многом не выполнялись, поскольку не распространялись на рекламу сопутствующих услуг, оказываемых игорным заведением», — поясняет один из авторов проекта депутат Госдумы Владимир Мединский. Новые поправки ограничивают рекламу гостиничных услуг, услуг общественного питания, театральных представлений, концертов, а также иных сценических выступлений и развлекательных мероприятий. Такая реклама разрешается в зданиях, где проводятся игры, за исключением вокзалов, аэропортов, станций метро.
Рекламодатели и участники рынка наружной рекламы спокойно восприняли новые ограничения. По словам первого заместителя гендиректора компании «Мосгорреклама» (крупнейший оператор рынка рекламы на перетяжках) Данила Першина, реклама казино перестала быть «стратегически важной» для компании с начала года: «Сейчас у нас из тысячи перетяжек всего четыре заняты рекламой игорных заведений: на улице Вавилова и Ленинском проспекте. В среднем они приносят нам 60 тыс. долл. за три месяца», — говорит г-н Першин. Он напоминает, что правительство РФ не поддержало принятие нового законопроекта, ссылаясь на неточное определение понятия «сопутствующие азартным играм и пари услуги» в законодательстве РФ.
Гендиректор казино «А-Клуб» Дмитрий Кондратов также отмечает, что наружная реклама теряет значение для участников рынка. «Не думаю, что новые изменения нанесут существенный урон бизнесу. Участники рынка найдут способы донести информацию до своих потребителей, не вступая в конфликт с федеральным законодательством», — говорит он. А пресс-секретарь Storm International Лаврентий Губин отмечает, что его компания и другие крупные игроки подписали меморандум о добровольном отказе от размещения рекламы игорных заведений и стимулирующих акций в наружной рекламе, прессе и на радио, вступивший в силу 1 апреля. «Однако остается вопрос грамотной формулировки. Например, существуют развлекательные комплексы, в состав которых помимо казино входят одноименные ночные клубы, гостиницы и рестораны. Что тогда считать сопутствующей услугой — гостиницу для казино или казино для гостиницы?» — недоумевает г-н Губин.
ОЛЬГА ТРУШКОВА, АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА
RBC Daily