Комитет по экономполитике Госдумы обсудил новые поправки к законопроекту, разрешающему одной компании владеть не более 35% рекламных мест на территории муниципалитета. Депутаты предлагают определять долю не по количеству выданных разрешений, а по площадям, принадлежащим компании. Участники рынка считают, что новые поправки ставят операторов в неравные условия.
Первое чтение законопроекта «О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ «О рекламе» прошло в конце января. После первого чтения, по словам заместителя главы комитета по экономполитике и одного из авторов законопроекта Владимира Мединского, в комитет поступило около 250 поправок к проекту. Сейчас комитет рассматривает последние изменения, которые потом будут вынесены на пленарное заседание.
Во-первых, предлагается считать долю участников не по разрешениям, а по совокупным площадям принадлежащих им поверхностей. «Расчет по совокупным площадям более объективен. Одно разрешение бывает как на одну конструкцию, так и на группу. А это несправедливо», — объясняет г-н Мединский. При этом, отмечает он, в законопроекте не будут учитываться временные конструкции, которые устанавливаются не более чем на год.
Места планируют распределять по результатам конкурсов и аукционов. «Рекламисты хотят, чтобы новые правила игры действовали только на новые конструкции. А старые, установленные без конкурса и разрешений, пусть стоят вечно. Получается маленькая нефтяная скважина», — говорит г-н Мединский. По его словам, некоторые депутаты предлагают после вступления закона в силу выставить на конкурсы все конструкции. Но сам Владимир Мединский считает, что выставлять места на конкурс надо лишь после окончания действующих договоров. Кроме того, в законе будет прописано, что по результатам конкурса или аукциона будут заключаться договоры с минимальным сроком пять лет. «Первоначально предлагался срок в один год. Но вряд ли какая-нибудь конструкция окупится за это время. Есть, конечно, и быстроокупаемые, в Москве, например, это перетяжки. Но у дорогостоящих прогрессивных конструкций, электронных табло, скроллеров, тривижнов, срок окупаемости больше. Поэтому минимальный срок аренды должен быть пять лет», — считает г-н Мединский.
Участникам рынка новые поправки не понравились. «Иногда оператор не может делать площадь меньше каких-то размеров, потому что она не будет восприниматься. Если, например, устанавливать конструкцию на доме так, чтобы ее видно было с третьего кольца, она должна быть большой. Но из-за закона мне это невыгодно. Получается, что у кого-то будет несколько конструкций на автобусных остановках, а у кого-то одна крышная установка. По площади это одно и то же, но доходы несопоставимы», — рассуждает глава компании «Вера&Олимп» Дмитрий Дюмин. С ним соглашается гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин, который, впрочем, отмечает, что считать по площадям операторов — попытка уйти от такого «размытого» понятия, как разрешение: «И то, и другое плохо, операторы оказываются в неравном положении». Единственный положительный момент, который видит в поправках г-н Березкин, — увеличение минимального срока аренды до пяти лет. «В небольших городах до сих пор существует практика годовых договоров, что замедляет развитие рынка. Если теперь будет законодательно прописано, что договор заключается на год, будет неплохо», — говорит г-н Березкин.
А заместитель гендиректора компании Gallery Дмитрий Гриценко считает, что вступление закона в силу не отразится на рынке, поскольку ни у кого из участников сейчас нет доли, превышающей разрешенные 35%. «Мы планируем занять долю 20—25% рынка максимум. А для рынка было бы идеально иметь 4—5 крупных операторов», — говорит г-н Гриценко.
Второе чтение законопроекта состоится в конце марта — начале апреля.
ОЛЬГА ТРУШКОВА, МАРИНА НОСКОВИЧ
RBC Daily