Серф-дизайн эффектен тем, что отрицает любую правильную форму. Логотип — священная корова корпоративного стиля — здесь похож на хамелеона.
Серфингом я не интересуюсь. Поэтому все, что будет сказано дальше, прошу не расценивать как рекламу этого, с моей точки зрения, слегка безумного развлечения. Просто серфингу повезло: им занимался Дэвид Карсон, один из лучших дизайнеров в мире. Я понял это, побывав на Бали. Этот остров — одно из культовых мест племени серферов. Когда мои водоскользящие друзья впервые увидели здешние магазины, они издали восторженный рев, тыча пальцами в непонятные мне слова: Rip Curl, Quick Silver, Insight, Cult. Я воспринял их восторги несколько скептически: подумаешь, модные тряпки. Пока не вошел в первый из Jungle, или, как их там, Surfов.
Внутри на тебя обрушивается мощнейший вал графического дизайна самого наглого, бесстыжего свойства: эклектичный, неразборчивый в средствах воздействия, трешевый по сути, площадной по форме выражения, попсовый — но безумно свободный и очень красивый. Все эти доски, майки, кепки, очки, какие-то неведомые прибамбасы оформлены — нет, состоят! — из сплошных, как бы переходящих с вещи на вещь картинок с волнами, летающими черепушками, отважными пловцами на дощечках, неземными девушками, переложенными неистовой типографикой, где китайский иероглиф цепляется за готическую пружину.
Лет пятнадцать назад Москва сходила с ума по Дэвиду Карсону — дизайнеру, сделавшему из маргинальных журналов Surf, Beach Culture, Ray Gun вещи мирового масштаба. Карсон в свое время был одним из лучших серферов в мире или, по крайней мере, у себя в Калифорнии. И в тот момент, когда в австралийской глубинке создавались нынешние ведущие серферские бренды, дизайн для их продукции (кажется, для Quick Silver) сделал именно он. Остальные участники заплыва мгновенно усвоили стиль маэстро. В основе карсоновской концепции лежит отрицание любой застывшей, правильной формы. Все детали композиции увидены как бы на экране телевизора, где одна картинка начинает сменять другую, накладываясь и перемешиваясь с ней. Шрифтовые предпочтения — те же, что у любой молодежной субкультуры. Грубый трафарет, "звучащий" как сленг. Готика, которая символизирует отрицание, агрессию в сочетании с загробной эстетикой. Каллиграфия в любой форме, от барокко до граффити, — как метафора мастерского скольжения вдоль гребня волны и одновременно сам этот гребень, его мгновенный, завораживающе совершенный изгиб. И обязательная черта стиля — смешение, наложение и эклектика. Главная цель графического высказывания — удар по глазам, шок, приправленный черным юмором.
Еще одна замечательная черта серф-дизайна — игра с логотипом. Священная корова любого корпоративного стиля здесь похожа скорее на хамелеона: меняет цвет и форму каждые пять минут. Попробуйте только тронуть логотип Coca-Cola — такой шум поднимется! Зато любой из серферских брендов имеет десятки вариантов фирменной надписи. И не просто имеет: как правило, дизайн конкретной вещи строится на повторении, фрагментировании и наложении логотипа на самого себя. Стоишь перед витриной, а в ней одна и та же надпись (скажем, Volcom) "стреляет" в тебя пятью вариантами, один другого зубастей. Так поступают все серферские фирмы, что приводит к интерференции брендов. Однако никто из производителей серферского прикида, кажется, этим особо не озабочен: они кидаются на потенциального покупателя, как стая пираний: кому повезет, тот ухватит за кошелек. Последним твердым камушком традиционной бренд-культуры остаются фирменные знаки. Их все-таки можно разглядеть, хотя и не без труда, на каждой вещи.
Конечно, все спортивные бренды активно используют графический дизайн и типографику. Некоторые, например Nike, используют очень активно. Но только серферские фирмы делают главную ставку на картинки, буквы и дизайнерские аксессуары. Больше, чем на стиль и покрой одежды, это уж точно. Вещь не обязательно должна "сидеть", но "кричать" должна всегда.
Юрий Гордон, арт-директор студии Letterhead, SmartMoney