Открытое письмо для Артемия Лебедева от дизайнеров Екатеринбурга
Екатеринбургские дизайнеры считают, что Артемий Лебедев не сможет принести ничего хорошего городу. Шесть студий опубликовали открытое письмо, в котором выразили сомнение в том, что проекты московского креативщика нужны уральской столице.
Московский дизайнер Артемий Лебедев «готов сотрудничать» с администрацией Екатеринбурга в вопросах брендинга города и развития местной школы дизайна. Главе Екатеринбурга Евгению Ройзману было предложено «три варианта сотрудничества», от «стартового набора» из фирменного стиля города, до пятилетней программы позиционирования города, а также создания Центра развития дизайна и коворкингов, который, в том числе, должен подготовить региональные кадры в дизайнерской среде.
Клиенты студит Артемия Лебедева: Газпром, Альфа-Банк, Столото и д.р.
Судя по всему, Лебедев, чья известность на поле территориального брендинга приобрела скандальные оттенки (напомним о, выражаясь эвфемически, спорном визуальном решении бренда Перми, выразившемся в циклопической букве «П» из дров и палок рядом с железнодорожным вокзалом, а также красных истуканах, вселяющих ужас в не смыслящих в дизайне профанов, и вызвавших недоумение несознательных пермяков, так и не уловивших высказывание мастера), и не думает останавливаться. Теперь его цель — Екатеринбург, очередная провинция, в которой срочно необходимо развивать дизайн. Не звучит ли издевкой и вызовом предложение кудесника гельветических шрифтов о развитии школы дизайна в городе, давшем стране и миру Владимира Пирожкова, звезду промышленного дизайна, одна из работ которого — лайнер Sukhoi SuperJet — давно бороздит пятый океан, и который однажды без лишних слов заявил, что в Екатеринбурге — сама сильная дизайн-школа в России? Не перчатка ли это в лицо талантливым дизайнерам из Екатеринбурга, чьи работы год за годом завоевывают международные призы?
Излишне было бы напоминать о том, что территориальный бренд — не площадка для набивания руки (злые языки добавили бы — и кошелька) не включающихся в локальный социокультурный дискурс и экономические реалии дизайнеров, как это не вполне блестяще, но вполне выпукло продемонстрировал опыт пермских соседей. Территориальный бренд в норме отражает прошлое, настоящее, и выражает надежды на будущее жителей территории, ее правдивый облик, являясь одновременно и товарным знаком, способным самостоятельно создавать прибавочную стоимость находящимся в поле бренда объектам. Эти достаточно очевидные истины Лебедеву, разумеется, известны, если судить по блестящей и лаконичной компиляции красной звезды и слова «Москва» в инициативном проекте логотипа российской столицы, продемонстрированном Лебедевым не так давно, и уже успевшем создать определенный информационный шум. Вероятно, такой же трескучий пиар может сопровождать и кампанию по созданию для Екатеринбурга какого-нибудь лица, по сути инициированную Лебедевым в своем письме главе Екатеринбурга. Не исключено, что вскорости жителей города ждут проволочные недостроенные телебашни, угловатые человечки и циклопические геометрические инсталляции в городской среде, если только администрация города поддастся порыву оказать содействие отчаянной попытке построить заезжей звезде трамплин для завоевания родной (в отличие от Екатеринбурга) для Лебедева Москвы.
Закрепление и позиционирование бренда города — забота городской власти и ее бюджетная ответственность. Быть может, поэтому овеянный пиаром и окрыленный пермским опытом дизайнер для госнужд Лебедев сразу берет быка за рога, а точнее — за самый простой и понятный ему административный рычаг. Неизвестно ничего о том, проводились ли какие-либо общественные обсуждения начинаний Артемия, каковы именно профессиональные представления московского гостя о реальном и желательном облике города, и проводил ли Артемий какие-либо предварительные исследования, чтобы задекларированная им «готовность сотрудничать» имела предметный, а не субъективный характер. Очевидно, что екатеринбургским дизайнерам есть чем ответить пока не существующему проекту Лебедева, ведь в последние годы брендинг города Екатеринбурга занимал умы многих талантливых горожан, а на общественный суд были вынесены несколько оригинальных концепций авторства наших дизайнеров.
Сможет ли Лебедев предложить что-то лучше? Сможет ли хотя бы припомнить навскидку, на какой улице стоит недостроенная телебашня, и какой архитектурный стиль определял облик города в начале двадцатого века? На этот, а также другие вопросы по этой чувствительной теме Артемий наверняка смог бы ответить, согласись он выступить с открытым забралом перед экспертным сообществом дизайнеров, урбанистов и креаторов нашего города. В конце-концов, никто не отменял полезности общественной дискуссии (не говоря уже об общественных слушаниях как способе разрешения вопросов местного значения).
Да вот только готов ли сам Лебедев к такому пиару?