Креативный директор IDENTICA Сэм Стоун: что ждет российский брендинг?
Российский брендинг все сильнее интегрируется в глобальный коммуникационный рынок, а отечественные агентства черпают вдохновение у западных коллег. Почему это не всегда хорошо, что ждет рынок в будущем и чем отличаются российские клиенты, Sostav.ру узнал у гуру мирового дизайна, креативного директора легендарного британского агентства IDENTICA Сэм Стоун.
— Сэм, вы неплохо знаете российские реалии, работали со многими местными клиентами, проводите тут мастер-классы. Что вы думаете о перспективах развития российской брендинговой индустрии?
— Следующие 10 лет для российского дизайна будут очень интересными. Я уверена, что откроется много новых российских агентств, которые будут развивать собственный «русский» стиль. Это приведет к качественному росту и продемонстрирует российским компаниям, что хорошие дизайнеры могут быть успешными и их работа может приносить прибыль. Однако это произойдет только в том случае, если значительное внимание будет уделено образованию.
— Каковы сильные и слабые стороны российского брендинга?
— Российские агентства имеют преимущество в понимании рынка, аудитории, бизнес-реалий, это их сильная сторона. Из опыта общения с российскими дизайнерами и агентствами я сделала вывод, что им не хватает более четкого плана работы, позволяющего им создавать проекты для больших брендов так, чтобы клиент понимал, что они делают и зачем.
Работа в команде также очень важна. Люди, ответственные за стратегию, проектирование, управление и производство, должны работать вместе, чтобы достигать лучших результатов. Кроме того, я считаю, что российские агентства должны твердо убедить своих клиентов тому, что хороший дизайн всегда будет приносить отличные результаты.
— Каковы особенности работы с российскими компаниями — клиентами?
— Нужен большой опыт работы на российском рынке, чтобы понять его культуру и самого клиента, который является совершенно уникальным явлением. Понять суть его мыслей или позиционирование, которое у одной компании более привлекательное, чем у другой — на это может уйти много времени.
Русский брендинг в поисках вдохновения и стиля смотрит на Запад. Таким образом, вместо создания своего индивидуального русского решения, компании, как правило, повторяют другие существующие бренды. Некоторые могут сказать, что копирование должно быть для нас лестным, но я считаю, что российские бренды должны начать искать свой ??собственный стиль, чтобы они могли конкурировать на мировой арене.
— В последнее время многие иностранные брендинговые агентства открыли офисы в России. Вы не задумывались о том же?
— Конечно, было бы неплохо рассмотреть это в будущем, но сейчас мы чувствуем себя уверенно в управлении нашим российским бизнесом из Лондона при помощи нашей местной команды. Мы ведем работу при помощи видеоконференций, а представить себе постоянные перелеты сложно.
— Какие рынки являются наиболее перспективными с точки зрения дохода для вашей компании?
— Россия, безусловно, один из них, так как все больше российских клиентов признают заслуги агентств, имеющих награды и глубокую экспертизу. Кроме того, в настоящее время мы много работаем с клиентами из Индии и Японии.
— Как вы оцениваете состояние дел на рынках брендинга Великобритании и Европы, они могли выжить без вливаний из стран БРИК и Ближнего Востока?
— Мы больше работаем с клиентами из России и Индии, и в меньшей степени — из Китая и Бразилии. Я считаю, что британский и европейский брендинг сможет выжить без инвестиций с этих рынков. Я бы поставила вопрос иначе: смогут ли бренды с развивающихся рынков выжить без проектных навыков агентств из Европы и Великобритании. Экспертиза в Великобритании, в частности, в Лондоне, является одной из лучших в мире, и я считаю, что страны БРИК могут многому поучиться у нас.
— Кризис как-то изменил подход компании в создании брендов?
— Нет, наш подход к строительству брендов не изменился. У нас есть точный алгоритм, который всегда обеспечивает отличные результаты для наших клиентов. Однако не все клиенты верят нам на слово, что наша работа изменит их жизнь, многие пытаются искать доказательства, и не настолько смелы в принятии решений.
По моему опыту, те бренды, которые продолжают идти вперед и думать о будущем, выживут в трудные времена. А те, которые бездействуют и застряли в прошлом — испытывают падение в последнее время. Чтобы сохранить свое конкурентное преимущество необходимо инвестировать в дизайн и брендинг.