Южноуральцев заспамили смс-рекламой. Количество жалоб выросло в 10 раз!
«Такси за 100 рублей», «кредит за 5 минут». Жители Челябинской области устали от постоянных телефонных рассылок. Количество жалоб на смс-рекламу с начала 2013 года выросло почти в 10 раз по сравнению с первым полугодием 2012 года!
Так, если за первые шесть месяцев прошлого года доля выявленных нарушений в части sms-рассылки составляла всего 4,4%, то за аналогичный период 2013 года она выросла до 37,5%. По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС России Людмилы Галичиной, смс-рассылка рекламы на мобильные телефоны остается самым распространенным нарушением в области рекламного законодательства. Чаще всего южноуральцы получают смс-ки с рекламой такси и финансовых услуг. «За первые полгода к нам поступило 50 жалоб на смс-рассылку, но по 34 из них пришлось отказать в возбуждении дела, так как не было доказательств рассылки такой рекламы», — рассказывает Галичина. К доказательствам относятся заявление оператору связи по поводу отказа от sms-рассылки, фотографии с телефона и т.д. Без этих документов антимонопольный орган не может провести соответствующую работу. Сегодня служба ведет разъяснительную работу по данному вопросу, на сайте ведомства (chel.fas.gov.ru) размещен список документов, которые необходимо предоставить в антимонопольную службу, обращаясь с жалобой на рекламные смс. Однако даже при наличии доказательств, вести такое дело нелегко. Основная трудность — найти автора рекламного сообщения, так как зачастую такие сообщения передаются с коротких номеров.
Между тем любая смс-рассылка может быть организована только с согласия абонентов. Как попадают номера граждан в чужие руки давно не секрет. Поговаривают, что в Интернете сегодня можно найти любую базу. Так и получается: кто-то наживает хорошие деньги, кто-то просыпается среди ночи от неожиданного сигнала мобильного телефона.
Всего за первые полгода 2013 года в Челябинское УФАС поступило 103 жалобы по фактам ненадлежащей рекламы. Для сравнения в прошлом году было 65 заявлений. В результате работы антимонопольщиков было возбуждено 53 дела (в прошлом ¬ 36 дел), выдано 57 предписаний (годом ранее эта цифра составляла 41 предписание) с требованием прекратить правонарушения. Общая сумма штрафов, наложенная на виновных, составила 1 млн 218 тысяч рублей.
Статистика нарушений:
• SMS-реклама — 37,5% • недостоверная реклама — 13,8% • реклама алкогольной продукции, пиво, табака — 11,1% • реклама финансовых услуг — 9,7% • реклама лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов — 9,0% • недобросовестная реклама — 1,4% • иные нарушения рекламного законодательства — 17,5%.