14 февраля Госдума рассмотрит законопроект, вводящий полный запрет на рекламу алкоголя, пива и табака. Автор законопроекта депутат Госдумы от партии ЛДПР Сергей Иванов надеется, что принятие законопроекта «остановит деградацию общества и улучшит демографическую ситуацию». А производители попавших в законопроект товаров считают введение запрета нереальным и называют эту инициативу PR-ходом.
В поправках, внесенных депутатом Сергеем Ивановым в Госдуму еще весной, предлагается полностью запретить рекламу алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, а статьи, регулирующие сейчас рекламу этих изделий, автор законопроекта предлагает признать утратившими силу. Как рассказал РБК daily Сергей Иванов, предложение подготовить подобный документ исходило от лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского. Проект был подготовлен еще весной прошлого года, однако его обсуждение прошло только на прошлой неделе, а на рассмотрение он вынесен 14 февраля. Тогда же будет рассматриваться и похожий проект о полном запрете рекламы табака, внесенный сенатором от Самары Андреем Ищуком в октябре 2006 года.
Депутат Госдумы и автор ФЗ «О рекламе» Владимир Мединский сомневается, что проект депутата Иванова пройдет рассмотрение, и считает эту инициативу PR-ходом. С этим соглашается и глава пресс-службы компании «Балтика» Алексей Кедрин: «Не исключено, что за подобными инициативами стоит желание стать знаменитым перед выборами». По словам г-на Кедрина, полного запрета на рекламу пива, алкоголя и табака нет нигде в мире, а ужесточение рекламного регулирования рынка пива в России и так уже привело к конфликтам с международными пивными компаниями.
«В отличие от наркотиков и человеческих органов (их реклама запрещается той же статьей, к которой депутат хочет отнести и рекламу алкоголя, пива и табака. — РБК daily) торговля табаком и водкой легальна, так что в данном случае это может означать дискриминацию производителей этих товаров», — полагает генеральный бренд-менеджер компании «Винэксим» Станислав Кауфман. С ним соглашается и управляющий по корпоративным отношениям компании Gallaher Liggett-Ducat Елена Мамонтова: «Продажа табачных изделий легальна, а значит, должен быть и легальный способ их рекламы». Если запрет все-таки будет введен, единственным каналом воздействия на покупателя окажутся места продаж, что, по словам экспертов, еще больше увеличит и так непомерные для многих производителей расценки сетей на места на полках. «Введение полного запрета опасно для потребителей: без рекламы они не смогут судить о репутации производителя, а пить и курить все равно не перестанут», — говорит национальный директор компании «Союз-Виктан Россия» Константин Попов.
RBC Daily