В конце января комиссия Госдумы по техрегулированию рассмотрит поправки в закон о техрегулировании, которые наделяют правительство правом самостоятельно принимать регламенты. Депутаты и предприниматели против: передача чиновникам полномочий по разработке регламентов может оставить за бортом реформы целый ряд отраслей.
Второе чтение поправок в закон о техрегулировании назначено на март. Однако еще в конце прошлого года представители 24 бизнес-ассоциаций пообещали блокировать их принятие.
В письме, адресованном президенту, они обозначили самые неприемлемые, по их мнению, предложения авторов поправок. «Во-первых, сокращается перечень способов принятия техрегламентов, — рассказывает президент Союза производителей безалкогольных напитков и директор Национального института технического регулирования Дмитрий Петров. — Согласно действующему законодательству принять регламент можно четырьмя способами: в виде федерального закона, постановления правительства, международного договора и указа президента. Поправки оставляют только один способ — постановление правительства».
Именно это предложение вызвало возмущение авторов письма. «Возможность принятия техрегламентов в виде федеральных законов позволяет бизнес-сообществу участвовать в их разработке,- говорит исполнительный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова.- Передача функции принятия регламентов в ведение правительства сделает процесс кулуарным и закрытым».
По мнению Баранниковой, при отсутствии контроля чиновники смогут принимать завышенные нормативы, а значит, у контролирующих и фискальных органов появятся неограниченные возможности по сбору взяток. «Пересмотр законов сложнее, чем пересмотр постановлений и ведомственных актов, поэтому для бизнеса открываются более широкие временные горизонты планирования»,- добавляет исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков. «Депутаты, вносившие поправки, говорят, что, раз не удается принимать регламенты в виде законов, значит, нужно принимать их в виде постановлений правительства. Это якобы ускорит процесс, — рассказывает Ольга Баранникова. — Но ведь законы не принимаются именно потому, что проекты не получают положительного отзыва от правительственного аппарата. Как же передача сферы техрегулирования правительственным чиновникам сможет ускорить реформу, если эти самые чиновники ее же и тормозят?" Позицию бизнеса поддерживают и чиновники ответственного за реформу Минпромэнерго. Они напоминают, что некоторые проекты регламентов уже шесть раз отправлялись на доработку аппаратом правительства.
Впрочем, это не единственная претензия отраслевых организаций к поправкам. Представители бизнес-объединений считают, что не менее опасным является предложение исключить из реформы регулирование безопасности производственных процессов. «Таким образом, из реформы будут исключены ряд основных областей регулирования: пожарная, промышленная, санитарно-гигиеническая безопасность на производстве, нормы по утилизации отходов,- говорится в письме.- В этом случае в этих областях сохранятся избыточные и устаревшие требования, сложные, но неэффективные схемы контроля и, как следствие, массовая коррупция». И, наконец, поправки вновь разрешают министерствам и ведомствам вносить изменения в действовавшие до принятия регламентов стандарты, СНиПы и прочие нормативные акты. «Это достаточно опасные меры, которые повышают риски хозяйствующих субъектов»,- говорит Дмитрий Петров.
«Бизнес»