PR-отдел: «вышка» обязательна! Можно и по специальности
Многие работодатели принципиально отсеивают претендентов на место PR-менеджера, если у тех нет профильного образования. ВУЗовский диплом является одним из признаков высокого интеллекта, широкого кругозора и общей эрудированности. В тоже время, диплом об образовании по специальности «связи с общественностью» для пиарщика ничем не лучше любого другого гуманитарного образования. Никаких специальных знаний и навыков он не предполагает.
Менталитет российских управленцев претерпевает серьезные изменения. Если в 90-е комплектация штатов посредством рекрутирования родственников, друзей и знакомых превалировала над остальными способами, то сейчас подход к этой проблеме изменился. Не будем им льстить: и сегодня многие руководители по-прежнему предпочитают ориентироваться на «ближний круг». Ход их мысли отличается простотой, но не логикой. «Он (она) многим мне обязан. Поэтому, он (она) будет хорошо работать», — рассуждают они. Увы, даже искреннее желание делать свою работу хорошо, совсем не означает способность ее выполнить.
Тем не менее, за двадцать лет развития рынка, в постсоветской России появились руководители, понимающие, что доверять можно тому, кто, кроме лояльности, имеет еще и соответствующую подготовку. Коль скоро мы говорим о PR, то проанализируем пригодность к работе тех, кто обучается этой специальности в ВУЗах. Тем более, что учебных заведений, готовящих пиарщиков, сегодня — в изобилии и с перебором.
Лучше «блатных». Теоретически Если вместо дочки-соседкиной-родственницы-хорошей-знакомой пиарщиком взять человека, имеющего хотя бы теоретические знания о работы в PR, проблем у вас будет гораздо меньше. Выпускник ВУЗа, несколько лет готовившийся работать пиарщиком, должен знать, что такое PR, для чего он нужен и чего от него ждут. Более того, свежеиспеченный PR-спец должен знать об основных способах коммуникации с окружающим миром.
Увы, наличие теоретических знаний не гарантирует владение практическими навыками. А без опыта практической работы больших ставок на человека, даже пять лет изучавшего проблемы коммуникации делать не стоит. Понятно, что ученье — свет. Но если понимать эту истину буквально, то и к работе в операционной системе Windows придется готовиться пару-тройку лет.
Более того, диплом о высшем образовании по специальности «связи с общественностью», не гарантируют наличия даже теоретических знаний. Уровень подготовленности к практической работе зависит от мотивации выпускника. К сожалению, очень многие идут учиться PR не из-за того, что хотят им заниматься. Одни — потому что бухгалтером быть скучно, а менеджером по продажам — тяжело. Другие — потому что, не знают, чем занимается пиарщик. Зато знают, что это модно, «кульно», «прикольно», т.е. попадают в сети своих будущих коллег.
Перед прочтением сжечь Нередко ВУЗы преподносят пиарщика как развеселого, никогда неунывающего толстокожего бодрячка и одновременно интеллектуального монстра. На сайте одного из ВУЗов, обучающих по специальности «связи с общественностью», нам довелось прочитать следующее: «Пиармен — это человек-праздник, всегда открытый, жизнерадостный, переполненный новыми идеями, но в то же время предельно собранный, деловитый и ответственный. Способны ли вы работать по восемнадцать часов кряду? Коммуникабельны ли настолько, чтобы найти общий язык даже с не очень приятными, на ваш взгляд, людьми? Чувствуете ли в себе творческое начало? Если на все эти вопросы вы с уверенностью ответили „да", тогда добро пожаловать в ряды будущих специалистов по связям с общественностью».
После прочтения воображение рисует молодого, красивого, с голливудской улыбкой и в деловом костюме гения пропаганды. На плече сумка с лэптопом, в руке айфон, в ухе — беспроводная гарнитура, с помощью которой он непрерывно коммуницирует. Отработав накануне «восемнадцать часов кряду», с утра пораньше «пиармен» воцаряется на рабочем месте и начинает фонтанировать идеями. В офисе праздник.
Действительность же, обычно, несколько иная. К счастью, идеи Михаила Прохорова относительно КЗОТ пока еще не восторжествовали. Хотя переработки, разумеется, бывают. И на другой день после 18-часвовго рабочего дня, яппистского задора у «пиармена», как и у любого нормального человека, — как не бывало. Тем не менее, работу в жестком режиме надо продолжать, нужны новые идеи, неудачные инициативы, как водится, наказуемы и т.д. Поэтому статус «рабочей лошадки» пиарщику подойдет больше, чем «человек-праздник».
Или возьмем, к примеру, коммуникабельность. Что и говорить, качество в нашем деле, действительно, необходимое. Но быть «всегда открытым» «пиармену» категорически противопоказано. Тому, кто занимается PR, приходится сто раз подумать, кому и что говорить можно, кому — нельзя. Не будем разбирать эту рекламу дальше. И так понятно, что контраст между рекламным объявлением и действительностью огромен. Что сказывается на мотивации уже в период подготовки.
От сессии до сессии живут студенты весело Тем не менее, и среди тех, кто учится теории PR несколько лет, попадаются толковые. Сумейте отличить. Понять, кто будет занят отстаиванием ваших интересов, а кто — общением в соцсетях или бесконечными перекурами, можно уже во время практики, которую проходят студенты старших курсов. Присмотритесь к практикантам, которых присылают ВУЗы. Соискателю на место PR-менеджера дайте задание написать парочку новостей для сайта или рассылки журналистам.
Нам не раз приходилось иметь дело с практикантами. Признаемся, студентки ВУЗа впечатлили не сильно. Хотя, их куратор, когда договаривалась о практике своих подопечных, сказала, что к нам она отправляет своих лучших. Сразу смутило, что по прибытии в офис девушки больше чем практикой были озабочены сложностями на временной работе. Понятно, что студенту без подработок — никак. Но если, проблемы на временной работе занимают человека больше, чем получение первого собственного опыта в той области, где он планирует строить карьеру, значит, и карьеры здесь у него не будет.
Когда дело дошло до применения полученных знаний, выявились серьезные проблемы. Ознакомившись с деятельностью продвигаемой нами компании, тему для новости практикантки выбрать не смогли. А предложенную нами им развить не удалось. И даже уже пересказанное событие описать не получилось. Резюме: стратегического мышления выявлено — 0, практических навыков — 0. Желание развиваться мы оценили на 2+, ибо в стремлении получить хорошую оценку за практику, девушки сели за пресс-релизы и стали пытаться складывать слова в предложения. Безуспешно, впрочем.
Образцово-показательная А потом нам написала студентка из Владивостока. Сообщила, что будет летом в Петербурге и хочет попробовать поработать. «Очередная...», — подумали мы. Но в просьбе не отказали. В результате пришлось пересмотреть отношение к тем, кто обучается PR в ВУЗах. Девушка писала пресс-релизы, как будто несколько лет в деловой газете отработала. Все задания выполняла с компьютерной точностью и космической скоростью. От количества инициатив («А можно я на этот семинар схожу?», «А давайте, вот об этом релиз напишем?» и т.п.) к концу практики даже уставать стали.
Сначала мы удивлялись такому сильному и искреннему желанию работать хорошо и бесплатно. Потом выяснилось, что у родителей практикантки там, на Дальнем Востоке свое рекламное агентство. Понятно, кто его, спустя какое-то время, возглавит. Значит, готовится. Отсюда желание все знать и уметь. И стремление набираться опыта не у мамы под крылышком, а в «условиях максимально приближенных к боевым».
Практикантка с Дальнего Востока, один из немногих и уж точно наиболее яркий пример того, каким должен быть начинающий PR-менеджер. Хороша тем, что кроме теоретической базы стремится как можно больше практиковаться. Потому что понимает (и вы, как работодатель должны быть готовы к тому), что даже успешно прошедший испытательный срок кандидат без опыта работы — это полуфабрикат. Он вряд ли будет готов к такому явлению, как «черный PR». Поэтому не будет знать, как ему противодействовать. Он вряд ли знает способы проведения антикризисного PR. В ВУЗах об этом не рассказывают. Как будто кризисов, вызванных заказными публикациями, радиопередачами или телесюжетами, не существует.
Большинство преподавателей стыдливо или из-за собственной некомпетентности умалчивают о том, что некоторые компании приплачивают журналистам с тем, чтобы те не особо «светили» их конкурентов, упоминая в своих статьях. «Мы три года ходим по кругу — нас учат филологии, психологии, журналистике, — рассказала нам одна из практиканток. — Но о реальном негативном опыте все молчат. В результате, мои знакомые, окончив институт, выходят на работу и не понимают, что делать, если ситуация хоть чуть-чуть отличается от штатной».
Кстати, писать хорошие тексты умеют журналисты. А также выпускники факультетов журналистики. Поэтому не стоит зацикливаться на профильном образовании. Эффективно работать в PR сможет любой гуманитарий. Да и технарь тоже. Если захочет.
При написании данного текста ни один PR-менеджер не пострадал Святослав Белянский, Оксана Курочкина