Петербург начал рекламироваться как туристический центр. Городское правительство запустило в трех городах Европы рекламную кампанию стоимостью 1 млн евро. Эксперты и участники рынка считают, что на продвижение Петербурга надо тратить гораздо больше.
В декабре началась первая в истории Петербурга массовая рекламная кампания, продвигающая город за границей как туристический центр. Она проходит под слоганом «No bears, just beauties». На постерах на фоне главных достопримечательностей города изображен медведь. Больше 300 рекламных щитов расположились в аэропортах и на улицах Лондона, Амстердама и Парижа, рассказала начальник управления по туризму петербургской администрации Марианна Орджоникидзе. Кампания, которую организовали «Агентство городского маркетинга», «Корпорация Счастье» и дизайн-бюро «Volga Volga», продлится до конца декабря и обойдется примерно в 1 млн евро, рассказала она. Около половины этих средств, по ее словам, выделил городской бюджет, остальное предоставили компании — в частности, работающие на прием туроператоры. Назвать их Орджоникидзе отказалась. Ни один из шести опрошенных «Ведомостями» операторов не признался, что участвовал в кампании.
Это первая рекламная кампания, продвигающая туристические возможности российского города за рубежом, говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. До сих пор ни Россия, ни крупнейшие туристические центры — Москва и Петербург — не предпринимали таких акций. «Российские регионы, организации и компании участвовали в выставках, которые рассчитаны на профессионалов, и время от времени устраивали в Россию пресс-туры для журналистов. Но эти методы не так эффективны, как прямая реклама», — рассказывает она.
В следующем году петербургское правительство собирается повторить кампанию, добавив к списку городов Франкфурт и Токио, говорит Орджоникидзе.
Городских чиновников давно заботит проблема увеличения турпотока. Туризм создает 10% ВРП и обеспечивает 5% налоговых доходов Петербурга. В 2004 г. администрация Петербурга заказала разработку «Программы развития Петербурга как туристического центра» американской Boston Consulting Group, исследование обошлось в 15 млн руб., его профинансировало Минэкономразвития. По самому оптимистичному прогнозу американских консультантов, к 2010 г. Петербург должны посещать 5,3 млн туристов в год. Для этого консультанты советуют, в частности, удешевить авиаперевозки, построить побольше отелей, облегчить визовый режим и усилить безопасность туристов.
Эксперты и участники рынка рады, что Смольный начал рекламную кампанию, однако считают, что 1 млн евро — слишком мало для продвижения Петербурга.
Кампания должна быть более масштабной, считает эксперт по маркетингу проекта ЕС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России» Александр Горохов. К ней можно привлечь соседние регионы, такие как Псков и Великий Новгород, которые также богаты достопримечательностями и могут быть интересны иностранцам.
«Конечно, [1 млн евро] мало. К тому же идея размещать щиты в аэропортах неудачна. Люди, которые их видят, уже решили, куда лететь», — говорит управляющий отеля «Шелфорт» Алексей Мусакин. Однако даже такая рекламная кампания может улучшить ситуацию с посещаемостью Петербурга, при условии что она будет проводиться постоянно, отмечает Мусакин.
С ним согласен руководитель департамента «Интуриста» Николай Кокора. Он говорит, что бюджет «Интуриста» на продвижение разных российских направлений составляет $700 000. А бюджет целого региона на эти цели должен быть несопоставимо больше, заявляет менеджер.
А президент принимающей компании «Академсервис» Леонид Исакович убежден, что деньги, потраченные на кампанию, выброшены на ветер. «Ежегодно такому туристическому центру, как Петербург, нужно тратить на маркетинг несколько десятков миллионов евро. В противном случае эту рекламу никто не заметит», — восклицает он.
КТО БОЛЬШЕ
По данным Всемирной туристской организации, в 2005 г. больше всего на продвижение национального турпродукта выделила Греция — 121,7 млн евро. Второе место занимает Мексика, потратившая 119,9 млн евро. Испания инвестировала в рекламу и маркетинг 96,2 млн евро, Малайзия — 94,8 млн евро, Австралия — 91,7 млн евро, Гонконг — 78,6 млн евро и Великобритания — 71,1 млн евро. Россия выделила в прошлом году на продвижение своих туристических возможностей около 3 млн евро.
Глеб Крампец, Андрей Мусатов, "Ведомости"