Покупая товар или услугу, мы приобретаем и эмоцию. Очевидно, что половину ощущений человек получает от использования самого товара, а половину — от бренда. Но зачем заботиться о бренде и корпоративном стиле компаниям, которые работают на рынке B2B услуг? Ведь у них нет широкого круга частных потребителей, готовых платить за дополнительный заряд эмоций. Все просто.
Бренд и стиль необходимы для внутреннего потребления. Ведь большие корпорации часто сталкиваются с проблемой: те, кто ведет корабль, не понимают нужды матросов, а матросы, в свою очередь, не знают, куда капитан хочет плыть. Все идеи зарождаются в голове у руководителя, но далеко не всегда сотрудники понимают их суть. И тогда корпоративный дизайн как раз и может стать стержнем, объединяющим топов и рядовой персонал. Но — внимание! — когда перекрашивается только вывеска, а реальных изменений в компании за этим не стоит, никакие старания дизайнеров не помогут.
Вот четыре примера удачного дизайна, отражающего ценности компаний.
- IKEA позиционирует себя как фирма, продающая максимально дешевую мебель. В ее головном офисе нет покупателей, в нем бывают только работники и партнеры. Тем не менее идея экономии ярко проявлена во внутреннем корпоративном стиле. На всех вещах, которыми пользуются сотрудники, висят ценники. Эти люди живут в мире цифр, они знают, сколько стоят стул, ручка, шкаф и как еще можно удешевить продукцию. Коммуникация прозрачна: идеи, которые декларирует менеджмент, понятны рядовому сотруднику, а значит, покупателю, с которым он общается. Если этого понимания нет, то, рекламируя услугу как доброжелательную, вы получите хамство в магазине.
- Русская рыбная компания — номер один на рынке торговли свежемороженой рыбой и морепродуктами. Ее руководство пришло к новому пониманию ведения бизнеса, выделило три главные ценности. Первая — это «свежесть» во всем. Вторая — европейское качество. Третья — доброжелательность. Компания подкрепила идеи реальными действиями: переехала в новый офис, провела тренинги для сотрудников, увеличила количество филиалов, ввела новые формы работы — например, товарные кредиты, программу поощрения лояльных клиентов. И только теперь, когда персонал вник в суть изменений, пришла очередь дизайнеров воплощать их в новом фирменном стиле. Мы сделали логотип компании ярким: разноцветные рыбки на белом фоне. Прогрессивность компании подчеркнули тонкими линиями, четкой типографикой. Доброжелательности добились за счет красочных, разнообразных и понятных сюжетов в оформлении офисов и всей фирменной коммуникации.
- Недавно акционеры Golden Telecom приняли решение не ограничиваться рамками сектора b2b, а выйти на массовый рынок. Это решение потребовало смены интонации в общении с клиентами. Раньше компания стремилась показать себя самой точной и профессиональной. Теперь Golden Telecom в первую очередь удобная, понятная и яркая. В компании появились новые розничные продукты под собственным наименованием. Поэтому возник фирменный знак, к которому присоединяются акцентные поля различных цветов и форм для обозначения продукта или услуги. Оранжевый цвет подчеркивает их яркость и динамичность.
- Когда «Нижфарм» вошла в структуру международной компании STADA, им потребовалась смена облика. Теперь визуальный образ «Нижфарма» лучше отражает современный, динамичный, дружелюбный имидж фирмы. Зеленые круги олицетворяют присоединение компании к фармацевтическому гиганту, ее стремительный рост от маленького круга к большому. Для развития линейки коммуникаций мы разработали фирменный паттерн, который заполняет различные формы, помогая придать индивидуальность и одновременно удобно дифференцировать различные виды лекарств, темы коммуникаций и оформлять события.
"SmartMoney"