Вчера стало известно, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, утвердившее порядок заключения новых долгосрочных договоров с операторами наружной рекламы. Участники рынка ждали документ с нетерпением: значительная часть конструкций сейчас стоит без документов, так как у фирм закончились старые договоры аренды рекламных мест. По экспертным оценкам, перезаключение договоров обойдется игрокам столичного рынка «наружки» примерно в 1 млрд руб.
По словам председателя столичного комитета по рекламе Владимира Макарова, во вторник мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «Об утверждении примерной формы долгосрочного договора и расчете платы за присоединение объектов наружной рекламы и информации к имуществу города Москвы по долгосрочным договорам». Согласно этому документу, оператор, желающий продлить договор с городом, подает заявку в комиссию по регулированию рекламы при правительстве Москвы (в нее входят чиновники и представители общественных объединений). Если у фирмы нет долгов перед городом и претензий со стороны контролирующих органов, комитет подписывает с ней соглашение о заключении долгосрочного договора. Затем оператор должен согласовать все свои рекламные места в ГИБДД, Москомархитектуре и других ведомствах, оплатить право заключения договора. После этого с ним подпишут договор аренды.
От активно обсуждавшейся этим летом идеи выставить долгосрочные договоры аренды рекламных мест на аукционы власти отказались. В постановлении говорится, что компании заплатят за пятилетние договоры фиксированные суммы. Напомним, что, по одному из промежуточных вариантов постановления, планировалось заключать с операторами семи- и пятилетние договоры. За каждую конструкцию фирмы должны были заплатить ее годовую арендную ставку, умноженную на специальный коэффициент — 0,2—1 и 0,15—0,7 соответственно. Мэр вчера утвердил компромиссный порядок расчета стоимости долгосрочных контрактов. Так, для зон особого городского значения (исторический центр города и основные магистрали) предусмотрен коэффициент 1, для Центрального административного округа — 0,7, для остальной части Москвы — 0,5, для Зеленограда — 0,15. Господин Макаров обещает перезаключить договоры в трехмесячный срок.
По данным комитета рекламы, за 11 месяцев этого года участники рынка заплатили в городскую казну более 1,7 млрд руб. (около $59 млн). По подсчетам участников рынка, за право заключить долгосрочный договор город получит от каждого оператора в среднем 60—70% его годовых арендных выплат. Таким образом, перезаключение долгосрочных договоров обойдется рынку, чей объем в 2006 году составит около $600 млн, примерно в 1 млрд руб. (около $37 млн). А для каждого из операторов первой десятки платежи по договорам составят несколько миллионов долларов. Так, у группы Gallery платежи в городскую казну за первые девять месяцев 2006 года превысили $7 млн, а у крупнейшего оператора News Outdoor Russia этот показатель, по экспертным оценкам, составляет $10—15 млн.
Участники рынка говорят, что заключение долгосрочных договоров внесет определенность в их бизнес. «Сейчас все вздохнут с облегчением — после года неопределенности наконец наступила ясность»,- заявил гендиректор компании Gallery Салим Тарани. «Подписанное постановление — это результат той совместной работы, которую вели правительство Москвы, ТПП и отраслевые объединения»,- констатировал гендиректор компании News Outdoor Russia Сергей Железняк. По словам президента компании «Река времени» Олега Лашкарева, «все пожелания услышаны». А замгендиректора компании «Вершина» Владимир Пантюхин отметил, что долгосрочные договоры стабилизируют рынок наружной рекламы. По оценке главы агентства «ЭСПАР-Аналитик» Андрея Березкина, платежи за долгосрочные договоры отражают ожидания рынка и мало повлияют на рост цен в 2007 году: подорожание останется в границах 20%.
В комитете рекламы, правда, предупреждают, что, согласуя рекламные места, любой оператор может лишиться части своих конструкций. «Опасность, что фирмы не смогут согласовать все свои конструкции, есть,- сказал Владимир Макаров.- Москва сокращает рекламу, повысились требования по безопасности конструкций, кроме того, не все поверхности соответствуют действующему ГОСТу по наружной рекламе. Также ужесточила требования к рекламоносителям Федеральная служба охраны». Операторов эти перспективы, правда, не пугают. «Все мы каждый год пересогласовываем паспорта конструкций, эта процедура нам знакома, здесь нет ничего катастрофического»,- отметил глава компании «Вера & Олимп» Дмитрий Дюмин.
"Коммерсантъ"