Даниил Трофимов, владелец производственной компании «Фабрика Карт», написал авторскую статью, где рассказал про гнилые места в российском рекламном бизнесе.
В прошлом году я закрыл один их своих бизнесов — рекламное агентство.
Закрыл, потому что понял, что либо я должен дать рынку пользу, либо нужно валить со сцены, оставив место для мастеров своего дела.
Было бы здорово, если бы и многие другие участники рекламного рынка последовали за мной в этом решении.
Почему я так категоричен. Потому что работа многих из них бесполезна и вредна для рынка и для общества в целом. Это доказывается простым тестом.
Типографии делают каталоги и буклеты, дизайн студии делают дизайн, «цифрушники» делают визитки, «сувенирщики» штампуют ручки, а «наружники» вешают перетяжки на домах и щитах города.
Рекламный бизнес — такой же бизнес, как и любой другой. На выходе должен получаться качественный продукт. Что это за продукт? И почему так часто РА вместо своей профильной деятельности занимаются банальным посредничеством на рынке полиграфии, наружной рекламы, дизайна и других сопутствующих услуг. Кому это выгодно? Прежде всего, это выгодно безответственным дилетантам, которые не могут отвечать за свою работу и не могут дать никаких гарантий своим заказчикам.
Какой существует критерий оценки качества работы рекламного агентства? Единственный: сколько вернулось рублей заказчику на каждый рубль, вложенный в рекламу через агентство!
Если больше рубля, значит — рекламное агентство работает качественно, если меньше рубля, значит, рекламное агентство делает брак.
Это и есть конечный продукт любого рекламного агентства: более эффективно использовать рекламный бюджет заказчика, чем его может использовать сам заказчик.
Тут-то и начинается творчество, инновации и креатив. Вам дают 10 рублей, используйте их так, чтобы заказчику вернулось 20, и он отдаст вам 5 в качестве вознаграждения.
На практике же рекламщики берут у заказчика 20 рублей, сразу вынимают 10 своих «кровных агентских» и ещё 10 бездарно тратят порой менее эффективно, чем мог бы потратить сам заказчик.
Кто в этом виноват? Ответственность лежит не только на дилетантах, мнящими себя новыми Огилви, но и на заказчиках, не умеющих спрашивать результат за свои деньги.
Это об отсутствии пользы для рынка, о вреде же может рассказать каждый, кому приходилось работать с подобными РА.
Вероятность сорвать сроки, получить не то, что вы заказали или получить брак, удваивается, если вы работаете не напрямую с производством, а через некомпетентных посредников, называющими себя производственными холдингами, которые кроме как на домашних принтерах ни на чём не печатали.
Производства также страдают от паразитирующих РА. Часто происходит одна и та же ситуация. рекламщики размещают заказ на производстве, оплатив половину стоимости. В процессе выполнения заказа, они успевают потратить оставшуюся половину, надеясь погасить задолженность из следующих поступлений, и пробуют выпросить отгрузку без оплаты второй части.
Получив отказ, рекламщики начинают рассказывать сказки заказчику о том, что производство забраковало тираж, и они обратились в другое производство, там тоже всё испортили, теперь они уже за свой счёт переделывают в 3 фирме, терпят огромные убытки. Время идёт. Заказчик не получает того, что заказал. Производство не получает деньги за свою работу. Мне приходилось слышать о таких историях, затянувшихся больше чем на год, хотя изначально сроки заказа были меньше месяца. Из такой ситуации выход один — связаться с заказчиком напрямую, предложив получить товар, оплатив оставшуюся часть суммы.
Всё вышесказанное не относится к профессионалам рекламного дела, деятельность которых соответствует их названию и гарантирует успех обратившимся к ним заказчикам в соответствии с тем критерием про каждый вложенный в рекламу рубль.
Возможно, такой беспредел происходит не только в полиграфии и рекламе, но и в других сферах. Виднее тем, кто там работает.
Второй, на мой взгляд, самый страшный порок российского бизнеса — это тяга к воровству, называемая откатами.
Я разговаривал с менеджером по рекламе одной крупной компании в Петербурге (штат сотрудников более 1000 человек). Я спросил, как он выбирает исполнителя в случае необходимости изготовления рекламной продукции.
Критерий «цена» оказался лишь на третьем месте после критериев «солидность сайта» (1 место) и «приятность общения по телефону» (2 место).
Стоит отметить, что этот менеджер, которого я привёл в пример, был не совсем откровенен. Самый важный для него приоритет — размер отката. То есть, сколько денег фирма-исполнитель поможет ему украсть у работодателя. Это стало понятно из неоднозначных намёков на «вознаграждения за правильный выбор».
Я обратил внимание владельца компании на этот факт. Факт вопиющий. Конечно, очевидно, что менеджер по рекламе не сможет более эффективно использовать отведённые ему средства, чем мог бы сам владелец предприятия. Иначе у этого менеджера была бы своя фирма. Но, владелец компании делегирует эту работу, занимая свою директорскую голову только самыми важными вопросами.
Задача же менеджера в данной ситуации, экономно и разумно использовать бюджет под текущие задачи компании. Надо заказать каталоги или рекламную акцию с раздачей пробников — проведи анализ рынка, собери отзывы, проведи аукцион заказа. Найди лучшего исполнителя под задачи своей фирмы, требовательно и основательно размести заказ, проконтролируй выполнение всех обязательств в срок. Сделай свою работу и получи зарплату. Так должно быть.
Но так не происходит. «Откатинг» прочно укоренился в наших рядах.
Впечатлённый откровенным разговором с тем менеджером по рекламе, я создал опрос в одном из своих бизнес сообществ в интернете.
Вот результат:
Ваше отношение к откатам?
1. Нормальное отношение. Можно отблагодарить человека за правильное решение — 1741 голос (49.6%). 2. Отрицательно отношусь. Откат толкает менеджера на воровство. 520 голосов (14.8%) 3. Отношусь нормально, но участвовать в этом не приходилось. 627 (17.9%) 4. Отрицательно отношусь, но приходиться этим заниматься, чтобы иметь заказы. 619 голосов (17.7%)
Комментарии не нужны. Все и так понимают как сказывается такой процент воровства на рынке.
Если главным приоритетом вашей деятельности является польза рынку и обществу, а не тугой кошелёк грязных денег, сделайте свой выбор в пользу своих же убеждений.
Откажитесь от работы с алкогольными организациями, алкогольными барами, табачными компаниями и салонами интим услуг. Ваши дети будут жить и работать в этой стране. И поверьте нашему опыту, вы ничего не потеряете в деньгах. Потому что, сила там, где правда.
Даниил Трофимов (ген.директор компании «Фабрика Карт»)
"Какой существует критерий оценки качества работы рекламного агентства?" Единственный: сколько вернулось рублей заказчику на каждый рубль, вложенный в рекламу через агентство!" - чушь полная... Маркетинг учили? Именно маркетинг продает, а реклама только один из комплекса маркетинга. Дулин
26 августа 2009
Ваш маркетинг - фуфло в чистом виде. Маркетологи - планктон, который на "пробу" вымогает деньги из компании. Где попадет - его заслуга. А нужно одно лишь РА полного цикла, которое и медиа-план составит и результаты. Аркадий
31 августа 2009
А Ваша реклама не фуфло? Или РА полного цикла может управлять спросом? Реклама деньги не вымогает из компании? Реклама это самое откаточное место в маркетинге как раз то. Предложите хоть одно РА в Челябинске, которое качественно отрабатывает свои деньги? Оно может гарантировать окупаемость затраченых средств? Типичный пример: вбухиваем бабло в рекламу, при этом забываем что у нас качество продукта/услуг дерьмовое, да еще и каналы сбыта корявые и цены заряженны, потому что называемся VIP******...и что? Реклама исправит эти недочеты? А если Вы, Аркадий, не в курсе, то чтобы составить медиа-план, Вам нужны цели на плановый период и аналитика от отдела маркетинга...Если Ваше РА работает по принципу: ЗАКАЗЧИК - "мы хотим иметь 100% доли рынка", РА - "легко, вбухайте N $ в рекламу, котрую сделает наше агентство", то грош цена Вашему агентству. Не хочу сказать, что реклама это ненужный инструмент для бизнеса, просто использяю ее без маркетинга, Вы можете сами себе могилу выкопать Дулин Аркадию
31 августа 2009
"...реклама это ненужный инструмент для бизнеса" - с дуба рухнули? Реклама первична, а маркетолог - вторично. Маркетолог "подвис" под рекламой. Аркадий
02 сентября 2009
Аркадий, читайте внимательней, прежде чем делать предположения кто откуда рухнул: "Не хочу сказать, что реклама это ненужный инструмент для бизнеса..." Откройте хотя бы Котлера, и Вы поймете, что сильно ошибаетесь, предпологая что "Реклама первична, а маркетолог - вторично. Маркетолог "подвис" под рекламой."...Вы хоть раз видели, чтобы отдел маркетинга подчинялся отделу рекламы? Следовательно без маркетинга нет рекламы, так же как и нет человека без головы. Понятно изложил? P.S. Второй раз за свою жизнь встречаю человека, который считает что реклама управляет маркетингом. Вы факультет коммерции ЮУрГУ не заканчивали? Дулин Аркадию
16 сентября 2009
Хочу возобновить эту тему. Я заканчиваю факультет коммерции ЮУрГУ, и тем не менее считаю, что конечно сначала маркетинг, а потом реклама. Потому что реклама это только составляющая плана маркетинга. Да и вообще, все взаимосвязано, как и просто в природе, в жизни. Не может жить одно без другого - тело без головы, листья без ствола и пр. Просто кому-то не хватает опыта и знаний, чтобы складывать такие длинные цепочки (маркетинг, реклама, логистика, менеджмент, сбыт) - это всё звенья одной цепи. По поводу "критерия оценки качества работы рекламного агентства", то это тоже большая тема, но, если агентство просто ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, и не включает в себя аналитику после акций, до них, но производит продукт хорошо, профессионально, то почему же это плохое агентство? Просто, я думаю, если всё делать по-уму, то это процесс длительный и затратный. А клиентам надо всё "вчера" и за "спасибо", а потом агентство плохое оказывается. Научитесь сначала уважать себя и людей к которым обращаетесь за помощью. Тщательней выбирайте агентства, и доверяйте профессионалам и получите достойный результат и в моральном, и в материальном выражении. Екатерина
03 ноября 2009
Вы навреное маркетинг оканчиваете? Точно знаю что часть студентов, которые оканчивают специальность "реклама", считают что реклама стоит выше маркетинга. Дулин для Екатерины