Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала главные цифры индустрии - объемы рекламного рынка в шести сегментах распространения: телевидении, печатных СМИ, радио, интернете (без учета контекстной рекламы), наружной рекламе и новых медиа.
Согласно данным экспертного совета, за 2008 рекламный рынок заработал около 266 миллиардов рублей, показав прирост 17% к 2007 году. Цифры в целом оптимистичные, несмотря на то, что болезнь под названием "кризис" большинство сегментов успели подхватить в IV квартале.
Самым стабильными медиа на рекламном рынке остается телевидение. В 2008 году отрасль, чья доля в совокупных рекламных бюджетах превышает 50%, вырастет больше рынка - на 22%, а ее доходы составят 137,6 миллиардов рублей (с учетом НДС).
Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернешнл" (ВИ) Сергей Веселов не так давно оценивал IV квартал для телевидения как "нормальный" - рост по сравнению с IV кварталом 2007 года - 20% (планировалось - 27%). Несмотря на то, что не сбылись прогнозы ВИ о 24% росте рынка за год, сегмент продемонстрировал хорошую стрессоустойчивость, считают эксперты.
Для самых традиционных СМИ - печатных - последний квартал 2008 года стал временем катарсиса. Убыточные журналы и газеты закрывались чуть ли ни каждый день. Отыгрались и на оставшихся сотрудниках - им инвесторы урезали зарплаты.
Хрестоматийный пример - сокращения в крупном печатном ИД B2B-Media ("Финансовый директор", "Индустрия рекламы", E-xecutive, Admarket.ру и др.). Там работником сначала не выплачивали зарплату, а потом просто не пустили в офис, сообщив, что издательский дом якобы продан неизвестному инвестору. После обращения в суд, Прокуратуру и Трудовую инспекцию ситуацию удалось сдвинуть с места, но рекламисты все равно потеряли свой индустриальный журнал.
Объем рынка печатных СМИ составил 57,6 миллиардов рублей (с учетом НДС), что на 11% больше, чем в 2007 году. По словам директора проектов ГИПП Ксении Шевниной, "даже некоторое снижение темпов роста рекламы, наблюдаемое в декабре, не оказало значимого влияния на общие показатели за год". А значит, замедление динамики прироста в прессе можно трактовать как гораздо более глобальную тенденцию. Кризис лишь обнажил раны отрасли.
В 2009 году реклама стала постепенно забывать дорогу на билборды, хотя негативные тенденции в "наружке" и раньше не были секретом для участников рынка. За 2008 год сегмент заработал 45,8 миллиардов рублей (с учетом НДС) и прирос на 13%. "Резкое сокращение заказов мы почувствовали еще в ноябре", - говорит один из участников рынка.
"В основном запланированные размещения продолжались, - констатирует ведущий специалист "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский. - Но отказы все-таки были". В декабре прирост сегмента наружной рекламы был нулевым, а IV квартал в целом подрос не более чем на 3% по отношению к аналогичному периоду 2007 года.
Как и ожидалось, радийный рынок по итогам 2008 года ушел в минус, причем АКАР скорректировал ранее представленные цифры за 2007 год. В результате доходы радио упали на 6% и составили 14 миллиардов рублей (с учетом НДС) против 14,9% годом ранее.
"Мы почувствовали кризис еще в мае", - уточняет вице-президент по работе с клиентами вещательной корпорации "Проф-медиа" Олег Осташевский. Согласно данным Media Plus, осенью общее количество клиентов на радио даже подросло. "Вероятно, на рынок стало приходить больше рекламодателей с мелкими бюджетами", - замечают тенденцию в сейлз-хаусе.
За время стагнации индустрии интернет успели назвать самым антикризисным медиа. И не зря: согласно подсчетам экспертов, объем интернет-рекламы в 2008 году увеличился почти вдвое по сравнению с 2007 годом и составил 7 миллиардов рублей.
Ранее свои исследования рынка интернет-рекламы представили два агентства. По данным Mindshare Interaction рынок медийной онлайн-рекламы заработал 5,8 миллиардов рублей (без учета НДС), а совокупный объем (вместе с контекстной рекламой) - 14,7 миллиардов рублей, показав рост 55%. Объем отрасли в 2008 году, по мнению AdWatch, составил 6,6 миллиардов рублей (без учета НДС и доходов от контекстной рекламы), что соответствует 35% росту по сравнению с 2007 годом.