«Алькасар» был создан в 2001 году для продажи московских рекламных блоков телеканала НТВ, федеральный эфир которого реализует «НТВ-медиа». А в конце прошлого года компания отобрала у «Видео Интернешнл Тренд» контракт на продажу рекламы еще и в региональных выпусках НТВ. Тем не менее единого прайс-листа «Алькасар» и «НТВ-медиа» не выпускали. Однако после того, как в сентябре телеканал «Рен ТВ» объявил, что с 2007 года отказывается от услуг группы ВИ в пользу «Алькасара», участники рынка заговорили о том, что обе компании вскоре объявят о проведении совместной ценовой политики. В компании «Газпром-медиа», которой принадлежит «НТВ-медиа», отрицают, что являются собственником «Алькасара», сообщая, что агентством владеют его топ-менеджеры. По словам начальника PR-отдела «Газпром-медиа» Ирины Зенковой, холдинг не будет выкупать «Алькасар» у его владельцев: «Мы планируем сохранить длительные партнерские отношения».
Рост цен на рекламу у «НТВ-медиа» и «Алькасара» оказался менее значительным, чем на каналах, которые продает группа «Видео Интернешнл». Каналы ВИ в 2007 году, по оценкам экспертов, подорожают на 30—35%. У «НТВ-медиа» и «Алькасара» рост составит не более 30%. По словам директора по закупкам компании Optimum media OMD Николая Ануфриева, на НТВ базовая стоимость пункта рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы) выросла на 18,7%, на ТНТ подорожание составило 22%, на «Рен ТВ» — около 25%. Самое существенное подорожание на «ТВ Центре» — 53—60%. С оценкой господина Ануфриева соглашается и гендиректор группы ВИ Сергей Васильев: «На фоне общей динамики телерекламного рынка заявленный рост для НТВ, ТНТ и Рен — это, на мой взгляд, маловато».
Авторы прайс-листа, правда, предупреждают своих клиентов, что опубликованные ими расценки еще могут измениться. Свой прайс-лист в «НТВ-медиа» и «Алькасаре» предпочитают называть «предварительными параметрами формирования стоимости услуг по размещению рекламы». Заместитель гендиректора Aegis Media/OKS Андрей Брайович отмечает, что «окончательная цена будет формироваться с учетом объемных скидок за общий бюджет в НТВ-медиа, а также общего количества купленных GRP». По его мнению, обозначенный в прайс-листе уровень инфляции нельзя проецировать на реальные клиентские сделки. «Для рекламодателей со средним и небольшим бюджетом подорожание составит 11-15%",- отмечает управляющий директор агентства Medialect Эдуард Роднянский.
Участники рынка считают, что консолидированная ценовая политика «НТВ-медиа» и «Алькасара» ограничивает доминирующее положение группы «Видео Интернешнл» на рынке телерекламы. «Это предложение дает нам возможность для маневра, у рекламодателей и агентств появилась возможность выбора»,- считает Николай Ануфриев из Optimum media OMD. «Если раньше с помощью НТВ и малых телеканалов не всегда можно было провести грамотные рекламные кампании, не обращаясь к услугам ВИ, то сейчас таких возможностей стало гораздо больше»,- соглашается с ним Эдуард Роднянский. Однако полноценной альтернативой каналам Видео Интернешнл альянс «НТВ-медиа» и «Алькасара» вряд ли станет. Доля ВИ на телерекламном рынке даже с учетом потери «Рен ТВ» продолжает более чем вдвое превышать долю альянса: по экспертным оценкам, в 2005 году на телеканалы, продаваемые ВИ, приходилось около 65% от оборота рекламного рынка — свыше $1,64 млрд. Даже если вычесть из этой цифры 100-миллионный оборот «Рен ТВ», приписав его «НТВ-медиа» и «Алькасару», оборот нового альянса ненамного превысит 20%, составив более $500. «В стратегическом плане это сильный ход, но в краткосрочной перспективе он не даст им и их клиентам ощутимых преимуществ,- полагает директор департамента рекламы компании Ролтон Александр Соколоверов.- Крупные рекламодатели будут не в восторге от того, что в пакет НТВ добавятся слабые игроки: по сравнению с каналами ВИ программная сетка на всех каналах в блоке НТВ-Алькасар не очень удачная, над ней надо работать».
КоммерсантЪ