На машинах появились предложения о продаже очереди на iPhone от МТС или даже обещания отдать в обмен на такой мобильник BMW 323-й модели 1987 г. с пробегом 199 000 км. Если позвонить по указанному в объявлениях телефону – он везде одинаковый, – попадешь на автоответчик, предлагающий посетить салоны МТС 3 октября. В этот день в России начинаются официальные продажи iPhone.
Рекламная инфекция
Вирус – информация, созданная с расчетом на то, что пользователи будут бесплатно пересылать ее друг другу «из интереса». Вирусная кампания в России считается эффективной, если ролик или изображение просмотрели более 500 тыс. раз, полагает креативный директор агентства «Партизан медиа» Дмитрий Ковалевский.
Российские заказчики считают, что вирусного эффекта можно добиться только с помощью сомнительного юмора или эротики, поэтому в основном вирусные кампании в рунете «замешены на пошлости», сожалеет гендиректор агентства IQ-Marketing Наталья Степанюк. На эротическом подтексте создавали вирусные кампании в интернете «Корбина», украинский «Билайн», некоторые автодилеры, напоминает Ковалевский из «Партизан медиа». Правда, потом они часто открещивались от этих кампаний.
Объявления – очередной этап рекламной кампании МТС по продвижению iPhone, начавшийся в прошлую пятницу, признается пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Их повесили в личных автомобилях сотрудники МТС, получившие в пятницу по внутренней электронной почте письмо от отдела маркетинга с предложением участвовать в акции и макетами текстов. На призыв откликнулись многие, говорит Осадчая. Кроме того, МТС напечатала такие же объявления в газете «Из рук в руки».
Предложение от обмене BMW на телефон может быть признано недостоверной рекламой, если оператор откажется отдать автомобиль в обмен на аппарат, предупреждает заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина, если удастся доказать, что эти объявления – коммерческая реклама.
Вынужденный ход
МТС пришлось использовать для продвижения iPhone нестандартный маркетинг: компания, как и другие операторы «большой тройки», подписала с Apple соглашение, запрещающее прямую рекламу новинки до начала ее продаж, объясняет директор департамента маркетинговых коммуникаций «МТС Россия» Евгения Чурбанова. На следующий день после официального объявления о договоре с Apple МТС на своем сайте вместо привычного логотипа разместила надкушенное яйцо (логотип Apple – надкушенное яблоко). Затраты на замену символа составили $500, а эффект был огромным, радуется Чурбанова. Нестандартное яйцо провисело на сайте один уикенд – 6-8 сентября, но за это время число посетителей ресурса выросло вдвое – до 170 тыс. человек, а еще на 40 других сайтах посетители обсуждали, зачем МТС «надкусила» логотип.
Затем МТС запустила в интернет видеоролик, в котором молодые люди разговаривают по надкушенному яблоку или втыкают в него провод наушников, чтобы послушать музыку. В конце мелькает красный рекламный щит с логотипом МТС и датой – 3 октября. С прошлой пятницы ролик просмотрели 20 тыс. человек.
Дальше – больше
МТС планирует и в дальнейшем активно использовать вирусный маркетинг, специально для этого наняв агентство Welcome to ad. Его гендиректор Рустам Вахидов, раньше отвечавший за маркетинг в компании «Медком-М», дистрибуторе презервативов, в апреле 2008 г. устроил переполох среди фанатов Apple, разместив в Москве билборд с надписью «iСкоро. 21.04.2008». Но в указанную дату вместо объявления о начале продаж iPhone в России на щите появилось предложение посетить промосайт iCondom. Затраты на акцию составили $20 тыс., включая изготовление ролика для сайта, в котором снялся человек, похожий на основателя Apple Стива Джобса. МТС использует нестандартный маркетинг прежде всего для привлечения молодых людей, впервые самостоятельно выбирающих себе сотового оператора. Но «оригинальничать» компания будет осторожно, чтобы не навредить сложившемуся имиджу солидного и надежного оператора, уточняет Чурбанова.
Нестандартная связь
Еще два года назад вирусный и скрытый маркетинг использовали в основном небольшие компании, а сейчас с этими инструментами экспериментируют все операторы «большой тройки», говорит руководитель отдела вирусного маркетинга рекламного агентства Grape Владимир Гарев.
«Вымпелком» этим летом создал подразделение по развитию новых медиаканалов, которое возглавил Михаил Умаров, ранее работавший директором компании по связям с общественностью. Будут использоваться и вирусные технологии, но они не станут главными. Подразделение сосредоточится на продвижении бренда «Билайн» в так называемой сфере Web 2.0 – социальных сетях, объяснил «Ведомостям» Умаров. Компания создала в интернете несколько сообществ, например test_beeline в «Живом журнале». Пока в них «Билайн» изучает мнения абонентов о сервисе, а позже планирует бесплатно предоставлять активным пользователям для тестирования продукты и услуги, продолжает Умаров. За это их попросят писать в сообществах отзывы, в том числе и критику.
Таксисты с мегафоном
Маркетологи «Мегафона» также создают сообщества в интернете, используют вирусные технологии и скрытый маркетинг. Например, с 2008 г. «Мегафон – Северный Кавказ» нанял 10 человек, поручив им модерировать блогосферу и форумы. Кроме того, оператор делает для интернета и мобильных телефонов вирусные ролики, используя в них «юмор, понятный молодой аудитории», рассказывает руководитель пиар-службы «Мегафон – Северный Кавказ» Тахир Холикбердиев. А в небольших городах «Мегафон» поручает своим агентам рассказывать о новых тарифах тем, кто может передать эту информацию по сарафанному радио, например таксистам.
Партизанский опыт
Tele2 давно использует нестандартный маркетинг. «У нас молодая аудитория, она его хорошо воспринимает. Tele2 – не лидер на российском рынке, нам нечего терять», – дает объяснение менеджер по маркетингу российской «дочки» шведского оператора Tele2 Михаил Чернышев. В январе оператор разместил в Санкт-Петербурге и Ленинградской области билборды с текстом «Они забирают последнее», намекающие на более высокую цену услуг конкурентов. Один из щитов оказался рядом с указателем «Пост ДПС», а другой – с социальной рекламой МВД «02. Мы придем на помощь». Фотографии этих «совпадений» попали на многие интернет-сайты. «Журнал SmartMoney подсчитал, что на достижение такого же рекламного эффекта Tele2 пришлось бы потратить $100 тыс.», – говорит Чернышев, отрицая, что плакаты были размещены так нарочно.
Tele2 проявляет фантазию и в других странах. Пять лет назад оператор созвал прессу к офисному небоскребу British Telecom (ВТ), фасад которого в то время из-за ремонта был закрыт сеткой. Когда стемнело, Tele2 спроецировала с помощью лазерной пушки на стены здания собственный логотип. В BT были возмущены, но выходку Tele2 показали по всем телеканалам, рассказывает Чернышев.