В 2008 г., несмотря на существенное снижение темпов роста в первом полугодии, индустрия наружной рекламы вырастет на 18%, а объем бюджета отрасли составит 51,7 млрд руб. В следующем году темпы продолжат замедляться и достигнут 15,5%, подсчитали в аналитическом центре News Outdoor. По мнению участников рынка, цифры, которые прогнозирует News Outdoor, близки к реальным, а разница в оценках с данными Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) объясняется тем, что оператор включает в бюджет элементы производства, в частности печать.
Среди основных тенденций, которые будут определять развитие медийного рынка и сегмента наружной рекламы в 2008-2009 гг., аналитики News Outdoor выделяют замедление темпов медиаинфляции, перераспределение долей основных товарных категорий в общем объеме бюджета рынка и снижение доли щитов размером 6х3 в денежном выражении в общем объеме затрат рекламодателей. Влияние на рынок окажут вступающие в силу с 2009 г. различные режимы налогообложения в отрасли.
«Замедление темпов медиаинфляции связано с тем, что отрасль наружной рекламы в России постепенно приближается к насыщению и переходит в фазу стабильного развития, наступил определенный баланс спроса и предложения», – отметила «РБК daily» заместитель директора департамента маркетинга News Outdoor Анна Красильщикова.
Новым фактором, тормозящим рост отрасли, стали общие кризисные явления в мировой экономике.
Участники рынка считают оценки News Outdoor несколько завышенными. Руководитель отдела исследований московского офиса ZenithOptimedia Лейла Давыдова согласна с факторами, влияющими на замедление темпов роста сегмента. Однако, по ее мнению, ожидать 18-процентного прироста на конец текущего года довольно оптимистично. «В связи с финансовым кризисом повышение рекламной активности во втором полугодии едва ли состоится», – считает она. «Возможно, цифры по рынку будут несколько ниже, чем представлено в прогнозе», – соглашается с ней генеральный директор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин.
При этом г-н Березкин полагает, что прогноз News Outdoor близок к реальности: «Расчеты общего объема индустрии наружной рекламы аналитиков News Outdoor включают также и элементы производства, в частности печать. Возможно, это и правильно, но пока АКАР при расчете объемов этот элемент не учитывает, а считает только лишь медийную часть», – объясняет эксперт. При этом он предполагает, что News Outdoor поступает верно, так как для наружной рекламы эти элементы абсолютно неразрывны и их нужно считать вместе.
В компании Gallery, однако, отмечают, что даже с указанным 18-процентным показателем российский бизнес наружной рекламы занимает лидирующую позицию по темпу роста в Европе, где среднее увеличение составляет 6-8% в год. Non-TV Buying-директор OMD MD&PHD Group Дмитрий Сергеев предполагает, что в следующем году тенденции сохранятся, но, по всей видимости, поддержанию цен в наружной рекламе будет способствовать сокращение количества инвентаря.