Ликвидирована последняя лазейка в законе «О рекламе», которой пользовались владельцы мобильных билбордов и желающие разместить звуковую рекламу в салонах общественного транспорта. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) справедливо трактует статью закона «О рекламе», посвященную рекламе на транспорте, признал вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС). Из решения следует, что использование мобильных билбордов незаконно, а реклама на транспорте должна быть беззвучной.
Вступившая в силу в июле 2006 г. новая редакция закона «О рекламе» запретила распространение звуковой рекламы с «использованием транспортных средств» и использование транспортных средств «исключительно или преимущественно» в качестве передвижных рекламных конструкций. До этого мобильные билборды – грузовики с рекламными щитами – были распространены достаточно широко. До запрета они занимали, по оценке агентства «ЭСПАР-Аналитик», примерно 7% всей отрасли наружной рекламы (более $6 млн в 2006 г.). Запрет на звуковую рекламу внутри транспортных средств оказался случайным. Авторы новой редакции закона «О рекламе» хотели запретить всего лишь внешнюю звуковую рекламу, но ФАС расценила окончательную формулировку как запрет и на внутреннюю звуковую рекламу.
Поспорить с ФАС по поводу звуковой рекламы решила компания «Сибирское транспортное телевидение». Управление ФАС по Новосибирской области 31 июля 2007 г. потребовало от компании, в частности, прекратить распространение в салонах автобусов звуковой рекламы. Компания обжаловала предписание, и в сентябре 2007 г. арбитражный суд Новосибирской области признал требования ведомства недействительными. Позже решение поддержал и кассационный суд Западно-Сибирского округа. «Использование транспортного средства», упомянутое в законе «О рекламе», означает только движение самого автобуса по дороге, но никак не эксплуатацию медиакомплекса, установленного в салоне, решили суды.
В другом деле ООО «ТВ-Мобиль. Регион» оспаривало решение ФАС от 6 марта 2007 г. 21 декабря 2005 г. индивидуальный предприниматель Эткинд Л. Г. передал в аренду ООО «ТВ-Мобиль. Регион» автомобиль с установленной на нем рекламной конструкцией, особенности которой не позволяли демонстрировать рекламные ролики во время движения. УФАС по Саратовской области привлекло компанию к ответственности. ООО «ТВ-Мобиль. Регион» оспорило это решение. Арбитражный суд Саратовской области и кассационный суд Поволжского округа удовлетворили иск компании, посчитав, что эксплуатация рекламного оборудования на стоящем автомобиле не является использованием транспортного средства.
В обоих делах суды ссылались на терминологию из закона об ОСАГО, где использование транспортного средства связывалось исключительно с его передвижением. ВАС признал законным привлечение «Сибирского транспортного телевидения» и «ТВ-Мобиль. Регион» к ответственности. Закон «О рекламе» и закон об ОСАГО регулируют разные правоотношения, и последний здесь применяться не может, признал ВАС. «Президиум ВАС прикрыл одну из лазеек в законе «О рекламе», – считает член экспертного совета ФАС по применению законодательства о рекламе юрист Павел Монаков.
Несмотря на действующий запрет, мобильные билборды пока не исчезли с российских улиц. Почти 80% мобильных билбордов их владельцы продали на Украину, рассказывает президент прекратившей свою деятельность Ассоциации мобильной рекламы, объединявшей 57 компаний в 19 городах Елена Даниелян. Оставшиеся машины, по ее словам, были переданы салонам красоты и магазинам: припаркованные рядом они рекламируют эти заведения. Дел о звуковой рекламе на транспорте в судах немного, признает Павел Монаков. Такая реклама в общественном транспорте столицы с июля 2006 г. прекращена, заверили «Ъ» в Мосгортрансе. В салонах транспорта можно устанавливать видеомониторы для трансляции рекламы, но она должна идти без звука, разъяснила еще в 2006 г. ФАС.