Вчера на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в России представители транснациональных корпораций, в том числе Procter & Gamble, Nestle, Unilever, предложили правительству отсрочить ограничения на допустимый объем телерекламы, которые вступают в силу с 2008 года. Глава Минэкономразвития Герман Греф рекламодателей поддержал. Однако эксперты сомневаются, что рекламному сообществу удастся отстоять свои интересы.
Вступивший в силу 1 июля новый закон «О рекламе» ввел ограничения на допустимый объем рекламы в телеэфире - 15% от суточного вещания канала и 12 минут в час. С 2008 года вводятся более жесткие ограничения: допустимый объем рекламы сокращается до девяти минут в час. Вчера транснациональные корпорации, среди них Procter & Gamble, Nestle, Unilever, PepsiCo, Coca-Cola Co., которые сегодня являются крупнейшими в стране рекламодателями, на заседании КСИИ выступили против новых ограничений. По их расчетам, из-за них средняя цена пункта рейтинга (GRP, условные единицы, применяются при продаже рекламы на ТВ) в 2008 году вырастет до 92 тыс. руб., а минимальный годовой бюджет для поддержки одного брэнда на ТВ превысит 200 млн руб. Для сравнения: в 2005 году эти показатели составили 35,3 тыс. руб. и 70—100 млн руб. соответственно. В результате медиаинфляция, по их мнению, скажется на инфляции общерыночной: производители будут вынуждены заложить в цену своих товаров дополнительные издержки на рекламу, из-за чего розничные цены могут вырасти в 2008 году на 1,1%.
Глава Минэкономразвития Герман Греф согласился с доводами рекламодателей. «Реклама существенно влияет на стоимость продаваемых товаров»,- заявил министр. По итогам заседания было решено создать инициативную группу, в которую войдут представители перечисленных выше компаний. «До 15 декабря мы должны разработать свои рекомендации по отсрочке до 2010 года или вовсе отмены очередных ограничений»,- пояснил Ъ директор по делам корпорации PepsiCo Александр Шальнев. Затем, по его словам, выводы инициативной группы будут переданы в КСИИ, затем в правительство и - в случае их одобрения - в Госдуму в виде поправок к закону «О рекламе».
Участники рынка, правда, не уверены в том, что им удастся добиться отмены или даже отсрочки вступления в действие ограничений, вводимых с 2008 года. «Нам удалось донести свою обеспокоенность до Минэкономразвития, и это дает надежду. Однако последнее слово, безусловно, остается за законодателями»,- говорит директор по корпоративным вопросам компании Nestle Алик Туйгунов. «Полная отмена вряд ли реальна, а вот отсрочка вполне может пройти, тут все зависит от активности лоббистов»,- полагает директор по маркетингу компании «Бриджтаун Фудс» Денис Швоев. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» Сергей Васильев настроен пессимистически: «Ограничения по допустимому объему телерекламы носят популистский характер. Принять их было очень легко, а отменить или пересмотреть практически невозможно».
Эти опасения подтверждают и в Госдуме. Один из авторов закона «О рекламе» — депутат Владимир Мединский — отмечает, что в России телереклама по-прежнему стоит дешевле, чем в Восточной Европе, что не соответствует ни емкости рынка, ни доходам населения. По его мнению, объективно цена ТВ-рекламы должна быть выше. «Иностранных производителей волнует прежде всего рентабельность их бизнеса в России, они мало заботятся о проблемах наших потребителей»,- уверен господин Мединский.
Мнение депутата разделяют и некоторые эксперты. Директор по маркетингу ТД «Роллтон» Александр Соколоверов обращает внимание, что по тем рекомендациям, которые к 15 декабря выработает инициативная группа, можно будет судить о планах транснациональных корпораций относительно России. «Для компаний, которые растут на 30% в год, высокая медиаинфляция даже выгодна, так как отсеиваются мелкие игроки»,- уточняет господин Соколоверов. Если транснациональные компании будут настойчиво лоббировать отсрочку ограничений, значит, в ближайшие годы они ожидают замедления своего роста.
"КоммерсантЪ"