Хоть закон и запрещает увеличивать звук рекламных роликов, на слух они все равно кажутся громче, чем фильмы и телепередачи. Так ли это на самом деле? На телеканалах и в рекламных агентствах нас, естественно, заверили, что все у них соответствует закону. Тогда мы поставили свой эксперимент. Результаты получились неожиданными.
Мы пригласили в редакцию директора лаборатории «Динамические технологии» Александра Богачева. Ученый принес с собой прибор с труднопроизносимым названием — модульный прецизионный шумомер. Специалисты знают, что этот прибор датского производства используется в ответственных измерениях шума. Обмануть сложную и дорогую технику практически невозможно. Наша задача была предельно проста: замерить уровень шума у самого обычного бытового телевизора в основной передаче и рекламной паузе.
Рекламная пауза обычно длится от трех до пяти минут. Мы поставили на умном приборе 4 минуты. Это значит, что электроника будет измерять все звуки за это время и выдавать среднюю (эквивалентную) мощность в децибелах типа А. Тип А — это значит, что кривая чувствительности прибора совпадает с чувствительностью человеческого уха. Это как бы «биологические» децибелы. И обозначаются они дБА.
По первому каналу шло ток-шоу «Модный приговор». Включили прибор. По истечении 4 минут он выдал результат 58, 1 дБА. Тут же началась рекламная пауза. Мы глазам своим не поверили: 58, 2 дБА! Звук на рекламе был почти такой же, как и на основной программе.
— Проверьте прибор! Попробуем еще раз! — попросили мы ученого.
По НТВ шел очередной сериал. За 4 минуты средний уровень силы звука составил 56 дБА. Рекламный блок — 56, 8 дБА! Удивительное дело! Получается, что сотни тысяч наших читателей, да что там — вся страна слышит разницу в силе звука рекламной паузы, а чуткий датский прибор нет.
Испытания решили перенести на вечерний прайм-тайм. Но и вечерние результаты свет на рекламную паузу не пролили. По России шел эстрадный конкурс «Юрмала». Средний звук 59, 7 дБА. Первая рекламная пауза — 59, 6 дБА! Вторая рекламная пауза — 58, 5 дБА! Это ниже, чем у эстрадников с их неудержимым смехом и нескончаемыми аплодисментами!
«Первый канал». Программа «Времена» Владимира Познера. У круглого стола политики «наспорили» на 61 дБА. Рекламный блок — те же 61 дБА. Мы совершили 23 замера по разным каналам за два вечера. Невероятно, но все рекламные блоки по эквивалентной громкости были равны основной передаче или чуть-чуть превышали ее, что вполне можно принять за погрешность. Неужели рекламщики не обманывают нас? Воистину: не верь ушам своим!
Хитрые пики
Секрет мы все-таки разгадали. Рекламный блок действительно громче программ, но не весь. Пик громкости приходится на первые секунды — уровень шума в этот момент на 3—5 децибел выше. Потом в течение приблизительно 30 секунд звук становится тише. Именно эта «звуковая дубинка» бьет нам по голове. Слух перестраивается на большую громкость. Но тут громкость падает, и мы вынуждены прислушиваться к рекламному звуку. Планка-то уже задана! Одним словом, с помощью единовременных пиковых значений создатели рекламного блока «приклеивают» нас к рекламе. У нас создается иллюзия, что весь рекламный блок орет на полную катушку. А это не так. Считать ли это лукавство преступлением, можно будет сказать только после того, как будут созданы технические нормативы. Без которых, как мы уже писали, закон о рекламе в этой области не работает.
— Рекламные ролики производят талантливые люди, — говорит Александр Богачев. — Они «раскрашивают» свое произведение яркими, сочными звуками. Здесь и дикторская речь, и музыкальные фрагменты, и иные звуки. Рекламный ролик по звуковой насыщенности можно сравнить с красочным буклетом. А основную передачу — с черно-белой графикой. Неслучайно дети дошкольного возраста смотрят рекламу словно завороженные, совершенно не обращая внимания на художественные фильмы или ток-шоу.
Чем лучше звук, тем он громче?
Мы не могли не обратиться за комментариями к производителям рекламы. Чем ответят они на упреки в завышении звука?
— Все материалы сдаются исключительно в соответствии с требованиями каналов. И за громкость их звучания отвечают непосредственно телеканалы. Скорее всего, более громкое звучание рекламного блока — это просто миф, — заявил «Известиям» музыкальный продюсер рекламного агентства BBDO Moscow Игорь Медведев. — Единственное замечание: поскольку ролики идут довольно непродолжительное время по отношению к эфирным программам, при их создании гораздо больше внимания уделяется качеству сведения звука. То есть звук делают гораздо более чистым и удобным для прослушивания. Может быть, именно из-за этого создается впечатление, что рекламный ролик громче.
— Реклама всегда снимается в современных, хорошо оборудованных студиях. Звук в каком-нибудь старом фильме, естественно, хуже, чем в рекламе, — соглашается член экспертного совета ФАС по применению рекламного законодательства Вадим Желнин.
При этом он отмечает, что иногда рекламщики все-таки злоупотребляют отсутствием злополучного техрегламента и делают рекламу громче. А без этого документа, по словам бывшего физика Желнина, определить критерий, по которому можно замерять громкость, нельзя.
izvestia.ru